Методические рекомендации для социальных педагогов «Работа с семьями, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах»
Г.Н. Воронцова, методист
МКУ «Информационно-методический центр»
Социальный педагог - ключевая фигура в образовательном учреждении, которая призвана объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи и защиты своим клиентам - детям, подросткам, семьям. Главная сфера деятельности социального педагога в школе - социум, сфера ближайшего окружения ребенка, образовательная среда, в которой он вращается и воспитывается. И, конечно, главным здесь является сфера отношений ребенка с семьей, школой, ближайшим окружением по месту жительства.
Работа у социального педагога большая и разнообразная. Для ее успешности необходимо умение четко и грамотно распределить свое рабочее время в течение дня, недели, умение планировать свою деятельность, знать разнообразные формы и виды помощи ребенку и его семье, грамотно вести документацию. В результате правильно спланированной работы социальный педагог имеет возможность своевременно выявить возникающие проблемы в сфере ближайшего окружения ребенка, понимает и устраняет причины, порождающие их, обеспечивает профилактику различных негативных явлений, выявленных в микросреде ребенка, фиксирует процесс оказания помощи.
На федеральном уровне разработан ряд документов, регламентирующих деятельность социального педагога. Одним из таких документов является действующая Квалификационная характеристика социального педагога, которая успешно прошла апробацию и соответствует своему назначению.
В соответствии с федеральным законодательством, основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ являются:
- укрепление правовой защиты детства;
- поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;
- обеспечение воспитания, образования и развития детей;
- поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Под понятием сопровождение подразумевается помощь, поддержка и обеспечение.
Деятельность социального педагога с семьями, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах, в образовательном учреждении характеризуется разнообразием направлений.
Социально-психологическая служба школы, при ее наличии, создает условия, прежде всего ребенку, для его успешного развития и самораскрытия путем оказания разносторонней помощи и поддержки. Практически во всех общеобразовательных учреждениях, где имеются семьи СЖО, работа с семьей проводится посредством социального патронажа, обследования жилищно-бытовых условий, проведения профилактических бесед. Система же самоуправления образовательного учреждения оказывает в этом решающее воздействие на подростка, так как сам подросток получает подпитку своим позитивным и негативным качествам, как со стороны педагогов, так и со стороны сверстников.
Правовой основой для социально-педагогической работы является получение социальным педагогом разрешения руководителя образовательного учреждения на проведение профилактической работы с семьей (в соответствии с Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 07.06.2017 г.).
Существует определенный алгоритм работы социального педагога с семьей, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах:
1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью;
2 этап: первичное обследование жилищных условий семьи, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах;
3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;
4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;
5 этап: изучение причин в семье сложных жизненных обстоятельств, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7 этап: составление карты семьи;
8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями;
9 этап: составление программы работы с семьей;
10 этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11 этап: выводы о результатах работы с семьей.
Если семья характеризуется недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей, можно сформулировать основные виды помощи семье и детям, выраженные в наблюдении и консультации учителя, психолога, социального педагога; проведение семинаров, бесед на темы воспитания; вовлечение детей в кружки, студии, центры.
Если в семье отмечается жестокое обращение с ребенком, то в работе с данной семьей привлекаются учителя, психологи, социальные педагоги, юристы. Семье оказывается психотерапевтическая помощь, консультации вышеуказанных специалистов, родители привлекаются к работе семинаров, с ними проводятся беседы о воспитании в семье.
Если в семье один или оба родителя алкоголики, то за данной семьей устанавливается наблюдение и осуществляется социально-педагогический патронаж; специалистами оказывается психиатрическая, наркологическая помощь. С ребенком проводятся дополнительные занятия по оказанию помощи в учебе, подросток вовлекается в систему дополнительного образования.
В неполной семье возможен вариант привлечения ближайших родственников к воспитанию ребенка; вовлечение ребенка в разнообразные кружки, секций; проведение родительского лектория по обучению одного из родителей навыкам воспитания при отсутствии второго родителя.
В любом случае требуется координация действий всех ведомств и служб по защите интересов детей.
Семья может получить помощь в следующих учреждениях: ДОУ, школа, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, центр реабилитации для детей и подростков, орган социальной защиты, ПМПК.
Подробная характеристика проблем, с которыми сталкиваются семьи, находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах и виды возможной помощи отражены в таблице (Приложение 1).
Проблемы детей и семей остаются актуальными, и требуют постоянного анализа и системной работы. Оказание психолого-педагогической помощи ребенку связано в первую очередь с организацией работы с данной категорией семьи. Необходимость тесного взаимодействия на всех этапах работы с семьей и ребенком приведет к положительному результату. При этом, чем эффективнее будет работа с семьей на ранних стадиях ее неблагополучия, тем меньше будет возникать ситуаций с необходимостью отобрания детей у родителей.
Оказание социально-педагогической, психологической помощи и поддержки семье, оказавшейся в сложных жизненных обстоятельствах, является важной задачей всех субъектов системы профилактики. Результативность этой работы зависит от того, насколько вовремя и глубоко выявляются причины, лежащие в основе попадания семей в сложные жизненные обстоятельства.
ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ
Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели ‑ это, прежде всего, их цели.
Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций.
Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.
Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективных линий» — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, ни безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.
Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
Информационные ресурсы:
1. Балашова, А. Г. Методические рекомендации для социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях [Электронный ресурс] / А. Г. Балашова. – Режим доступа : https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=25201
2. Гавриш, Е. М. Работа школьного социального педагога с неблагополучными семьями [Текст] / Е. М. Гавриш. - // Социальная педагогика. – 2011. - № 1. – С. 113 – 114.
3. Крылова, Т. А. Социально - педагогические технологии в работе с детьми и семьями «группы риска» [Текст] / Т. А. Крылова, М. Л. Струкова. – М. : НИИ «Школьные технологии», 2010.
4. Методические рекомендации социальному педагогу по работе с семьями, оказавшимися в сложных жизненных обстоятельствах [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://pandia.ru/text/80/539/26467.php
5. Олефиренко, Л. Я. Социально - педагогическая поддержка детей группы риска. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л. Я. Олефиренко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - М. : Издательский центр «Академия», 2008.
Приложение 1
Проблемы семей |
Характеристика проблемы |
Возможные виды помощи и поддержки |
Семья, где злоупотребляет алкоголем оба или один из родителей |
1. Ребенок тяжело переживает алкоголизм родителя. 2. Испытывает чувство стыда и страха, иногда приходит в школу не выспавшийся, не подготовленный к занятиям, стал сторониться сверстников, испытывать трудности в общении. Часто имеет неопрятный внешний вид. 3. Родители не уделяют должного внимания детям в связи с другими приоритетами. 4. Родители не готовы нести ответственность за благополучие своих детей. 5. Антисоциальный образ жизни родителей отрицательно сказывается на жизни ребенка. |
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Наблюдение за ребенком. Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь. Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования и воспитания. При необходимости, дополнительная помощь ребенку со стороны учителей. Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям в детско-родительской группе. Индивидуальная работа специалиста с каждым из родителей по изменению отношений в семье. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т. п.) обследование подростка у детского психиатра. При не усвоении школьной программы направление ребенка на ПМПК. |
Малообеспеченная семья |
Родители не имеют достаточных средств для содержания ребенка. Дети часто приходят в школу голодными, отличаются скромностью в одежде и не имеют необходимых школьных принадлежностях. Внешне могут иметь синяки под глазами, бледный вид и т. д |
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь. Коррекционная работа психологов и социальных работников с родителями. Юридическое консультирование. Усиленное внимание к детям со стороны учителей школы и врачей. Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных организаций и общественных структур, к примеру - помощь детям в учебе, привлечение одиноких родителей к клубной работе, к организации праздников. Выявление интересов и склонностей детей, привлечение детей в кружки. Помощь в устройстве на работу или смене работы родителям. Медицинское обследование. Организация поддержки со стороны других родителей (общественные организации). |
Семьи, где психически больны родители |
1. Дети не имеют должного ухода, не владеют санитарно-бытовыми навыками, не имеют необходимых школьных принадлежностей. 2. Недостаток средств в семье или распределение этих средств не по назначению. 4. Дети имеют психические нарушения (врожденные или приобретенные в процессе воспитания). |
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Оказание медицинской помощи родителям и, по необходимости, детям. Организация бесплатного питания для детей, адресная гуманитарная помощь семье. Коррекционная работа педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми. Организация досуга детей (привлечение в различные кружки, секции и т. д.). Социальное сопровождение семьи специалистами социальных служб города, социальными педагогами учреждений образования, которые посещают дети. |
Семьи, имеющие ребенка-инвалида |
1. Психологические проблемы у родителей. Недостаток общения между родителем и ребенком. Родители и ребенок замкнуты в себе, подавлены, раздражительны, бывают нервные срывы. 3. Ребенок не получает необходимого лечения, полноценного питания из-за отсутствия средств; не имеет необходимых вспомогательных средств (инвалидной коляски, различных приспособлений и т. д.) |
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. Консультации психолога для родителей и, по необходимости, для ребенка. Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации. Оказание необходимой медицинской помощи. Оказание гуманитарной помощи. Социальный патронаж семьи. Вовлечение родителей в общественные организации (общество родителей детей-инвалидов и т. д.). Организация досуга ребенка-инвалида (посещение волонтерами, руководителями кружков и т. д.). |
Семья с резко выраженными внутрисемейными конфликтами и семьи, склонные к применению насилия; семьи в состоянии развода или после него |
1. Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения между родителями и ребенком, отсутствие близости и понимания у родителей и детей. 2. Ребенок подавлен, замкнут или, наоборот, гиперактивен раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия, такие как синяки, ссадины; понурый бледный вид. Может прийти в школу не выспавшимся. Часто такие дети бывают агрессивны |
Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки, консультации психолога для родителей и, по необходимости, для ребенка. Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации. Оказание необходимой медицинской помощи. Юридическое консультирование. Организация помощи и поддержки со стороны заинтересованных общественных структур. Коррекционная работа педагогов, психологов, социальных педагогов с детьми. Привлечение одного из родителей и ребенка к участию в психотерапевтических группах помощи и самопомощи. Привлечение ребенка в кружки и другим занятиям по интересам. Организация помощи ребенку со стороны его окружения. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму |
Семья с недостаточной психолого-педагогической грамотностью родителей |
1. Психологические проблемы у родителей и детей, недостаток общения между родителями и ребенком, отсутствие близости и понимания у родителей и детей. 2. Ребенок подавлен, замкнут или, наоборот, гиперактивен, раздражителен, часто бывают нервные срывы. Внешне может иметь признаки насилия: синяки, ссадины, понурый бледный вид. Может прийти в школу не выспавшимся |
Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога. Помощь психотерапевта семье и детям. Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов. Вовлечение детей в кружки, студии, секции, центры дневного пребывания. Постановка на учет к детскому психиатру, наркологу. При асоциальном поведении ребенка (агрессивности депрессивность, суицидальность и т. п.), обследование подростка у детского психиатра. При не усвоении школьной программы, направление ребенка на ПМПК |