Методические рекомендации для заместителей директора по воспитательной работе «Деятельность педагога в социальных сетях в рамках организации воспитательной работы»

 

Г. Н. Воронцова, методист

МКУ «Информационно-методический центр»

Бесконтрольное пребывание подростков в виртуальном пространстве, не подвергнутое рефлексивному анализу, несет в себе значительные риски их социализации, поэтому требуется техническая и ценностно-смысловая готовность обучающихся в применении социальных сетей в жизнедеятельности и образовании. В этой связи одним из важных направлений деятельности заместителя директора общеобразовательной организации по воспитательной работе является организация работы педагогов в социальных сетях.

В своей деятельности руководителю и педагогам рекомендуется опираться на две основных стратегии.

Первая стратегия – создание системы мониторинга и контроля поведения обучающихся в социальных сетях, в первую очередь родительского.

Вторая стратегия – формирование сетевого образовательного пространства и информационной культуры всех участников образовательных отношений.

Для реализации данных стратегий руководителю рекомендуется совместно со специалистами – педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем информатики и другими – провести анализ ситуации в образовательной организации, опираясь на результаты общероссийских исследований поведения детей и подростков в социальных сетях, а также по выявлению цифровой компетентности обучающихся и родителей. Можно познакомиться с материалами всероссийских исследований «Образ жизни российских подростков в сети», целью которых является выявление позитивных и негативных тенденций развития навыков и компетенций современного поколения в освоении интернет - пространства, а также составление картины информационного пространства, в котором живут современные дети и подростки.

В октябре - ноябре 2017 года проходило третье исследование, инструментарий которого размещен на сайте www.опрос.сетевичок.рф и в материалах Единого урока безопасности 2017.

Данные исследований актуализируют противоречие между тотальным увлечением обучающимися социальными сетями и недостаточной осведомлённостью родителей в части обеспечения информационной безопасности своих детей, а также недостаточной осведомлённостью педагогов в вопросе воспитательного потенциала Интернета.

Деятельность заместителя руководителя и педагогов с родителями в части обеспечения информационной безопасности обучающихся

Техническая и ценностно-смысловая готовность обучающихся в применении социальных сетей в жизнедеятельности и образовании может быть сформирована тогда и только тогда, когда педагоги ведут системную работу с родителями.

В этом направлении педагогам рекомендуется организовать проведение серии мероприятий деятельностного типа:

  • тренинги и практикумы, которые помогают осознать родителям ответственность по организации информационной среды дома;
  • тематические родительские собрания на основе смешанного обучения с использованием открытых сетевых ресурсов и очных обсуждений;
  • компьютерные практикумы для родителей с целью настройки программного обеспечения на домашних компьютерах и мобильных устройствах детей;
  • вовлечение родителей совместно с детьми в акции и квесты, например, в рамках ежегодного Международного квеста по цифровой грамотности среди детей и подростков «Сетевичок» (в 2017 году квест «Сетевичок» был номинирован Минкомсвязью России на престижную награду ООН Премию Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО). Проведение мероприятий «Сетевичок» включено в перечень рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшие 17 апреля 2017 года в Совете Федерации, и проект плана мероприятий Концепции информационной безопасности детей 2017–2020 гг. и в сборник лучших региональных практик воспитания детей, реализующихся в рамках Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года);
  • организация социального партнерства с представителями бизнеса через демонстрации материалов российских операторов мобильной связи и проведение учебных мероприятий для детей и родителей;
  • практикумы, в том числе и компьютерные, по алгоритму изучения страниц ребенка в социальных сетях и использование результатов анализа профилей детей в воспитательном аспекте.

Из-за того, что обучающиеся более «продвинуты» в техническом плане, чем взрослые, они легко могут обойти запреты родителей и устранить некоторые средства родительского контроля. Поэтому взрослым сначала необходимо освоить базовые навыки работы в Интернете, а затем научить правилам общения в Интернете и компьютерной безопасности своего ребёнка, сделать это в той форме, которая соответствует возрасту ребенка и кругу его интересов.

Базовые навыки работы в Интернете необходимы и учителю. Не секрет, что многие педагоги считают задачу настроек программного обеспечения на мобильных устройствах и компьютерах для организации безопасной работы ребенка в Интернете задачей учителя информатики. Поэтому заместителю директора по воспитательной работе требуется включить в план мероприятий по работе с родителями в части обеспечения информационной безопасности своих детей подготовку педагогов, в том числе и учителей начальных классов. А для проведения компьютерных практикумов с родителями обучающихся создавать команды педагогов. Возможны варианты и самоорганизации родителей.

Важно помнить, что в Интернете существует мощная поддержка центров информационной безопасности, которые помогут настроить и мобильные устройства и компьютер, прийти на помощь по организации безопасного интернета дома. Именно в этой части реализуется социальное партнерство с бизнесом. В таблице представлен перечень центров информационной безопасности, которые могут быть использованы классными руководителями и родителями обучающихся.

Таблица

Перечень центров информационной безопасности,

источник

Наименование программы/проекта

Доступ

Центр детской безопасности в информационном обществе «Не Допусти!»

Комплексный проект по защите детей в современном мире с использованием передовых технологий информационного общества

Центр безопасного Интернета в России – http://nedopusti.ru/

Оператор мобильной связи «Билайн»

Программа «Безопасный Интернет», которая сочетает информационный и технологический подходы защиты мобильных телефонов

http://moskva.beeline.ru/customers/help/safe-beeline

Оператор мобильной связи «МТС»

Портал Безопасности МТС - актуальная информация о сетевых угрозах и эффективных способах их предотвращения.

Для абонентов разработаны механизмы защиты детей

http://www.safety.mts.ru/ru

http://www.mts.ru/mobil_inet_and_tv/tarifu/internet_dly_odnogo/archive/other/antivir

Оператор мобильной связи «Мегафон»

«Мобильная грамотность» – уроки в общеобразовательных организациях по вопросам просвещения родителей и обучающихся о мобильном этикете и потенциальных угрозах в сети Интернет

http://svr.megafon.ru/bezopasnoe_obschenie/roditelyam

Формирование сетевого образовательного пространства и информационной культуры участников образовательных отношений

Важной задачей заместителя директора по воспитательной работе является формирование общего видения педагогического коллектива и мотивации педагогов к освоению и включению в свою практику сетевых форм организации взаимодействия с обучающимися и родителями, в том числе на основе социальных сетей.

Первым шагом является проектирование мероприятий с детьми, родителями и педагогами. Например, проектирование мероприятия с педагогами может начинаться с вопросов «Зачем я иду в социальную сеть? Что мне необходимо знать, чтобы я был интересен ребенку? С какими проблемами я столкнусь?», а завершаться компьютерным практикумом с целью приобретение опыта участия в сетевом образовательном проекте.

Мероприятия с обучающимися (классные часы, беседы, проекты) на тему «Моя страница в социальной сети» или «Наедине со всеми» могут завершиться идеей использования страниц в социальных сетях для реализации образовательного проекта.

Использование возможностей социальных сетей в процессе организации воспитательной работы с обучающимися

Основными принципами социальной сети являются:

  • идентификация – возможность указать информацию о себе (школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.);
  • присутствие на сайте – возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками;
  • отношения – возможность описать отношения между двумя пользователями (друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.);
  • общение – возможность общаться с другими участниками сети (отправлять личные сообщения, комментировать материалы);
  • группы – возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам;
  • репутация – возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети;
  • обмен – возможность поделиться с другими участниками значимыми для них материалами (фотографиями, документами, ссылками, презентациями и т. д.).

Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения.

Аккаунт в социальной сети для ребенка является чем-то сугубо личным: отражением внутреннего мира, средством самовыражения, его личным пространством. И пользуясь социальной сетью, педагог получает уникальную возможность «подсмотреть» за ребенком, чтобы понять, куда его направлять, а порой, и целую группу обучающихся.

Позиция педагога в ученической среде специфична. С одной стороны, педагог проводит много времени с обучающимися и является для них авторитетом. Но с другой стороны, обучающиеся, классные коллективы в значительной степени существует самостоятельно. Эта позиция и определяет задачи педагога при организации воспитательной работы:

  • увидеть качества личности каждого ребенка, находить индивидуальный подход к нему, видеть перспективу в его личностном развитии;
  • увидеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход и влиять на формирование и развитие сплоченного классного коллектива,
  • учитывать возможности и способности каждого обучающегося, а также уровень сформированности коллектива, организовывать систему воспитательных и внеклассных мероприятий таким образом, чтобы по результатам своей деятельности достичь наибольших воспитательных результатов.

Как можно использовать социальные сети в воспитательной работе?

Ресурсы социальных социальных сетей могут быть использованы педагогами при знакомстве с обучающимися, при формировании классного коллектива, а также при организации самопрезентации обучающихся образовательной организации в сети Интернет.

Знакомство с обучающимися. Обычно знакомство с учениками начинается с изучения личных дел, но сухие факты и документы не всегда дают возможность создать объективную характеристику личности каждого.

У каждого пользователя социальной сети есть своя страница, в сведениях «о себе» каждый сообщает о своих интересах, пристрастиях, любимых занятиях, политических и религиозных взглядах, любимых книгах, кино, музыке. Всё это поможет создать индивидуальный портрет каждого ученика, и ученики в свою очередь смогут, посещая страницу своего учителя, узнать его ближе.

Учитель становится «своим» в ученическом сообществе. При этом учителю необходимо осознавать, что он является примером для подражания, авторитетом, и потому должен тщательно контролировать информацию, которую он выкладывает, и создавать имидж.

В самом начале общения педагогу необходимо определиться о степени допуска обучающихся в свою жизнь, т.е. заранее решить, какие увлечения, какое хобби, виды отдыха стоит открывать, показывать, а какие лучше оставить для своей личной жизни и не освещать в социальных сетях.

Учителю необходимо обратить внимание на то, какие фотографии и заметки он сам размещает на своей странице, не демонстрировать подробностей общения на форумах даже со своими близкими друзьями, регулярно проверять сообщения в ленте на своей странице в социальной сети.

Однако стоит помнить, что общение в сети Интернет должно строиться на принципе добровольности и доброжелательности, иначе смысла в этом не будет, а вызовет лишь один негатив.

Формирование коллектива (группы). Одним из важных шагов в благоприятной реализации воспитательных аспектов деятельности педагога является формирование классного коллектива. Коллектив как специально организованное объединение обучающихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов:

1) ощущение собственного достоинства, вытекающего из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;

2) ощущение защищенности каждого члена;

3) активность;

4) привычка к сдержанности в эмоциях и словах.

Формированию коллектива может способствовать система «групп» и «сообществ» в социальных сетях. Одна из обычных черт социальных сетей – система «друзей». Пользователи регистрируются в сети, находят друг друга, высылают предложения дружбы и начинается общение.

Общение в социальных сервисах обладает рядом преимуществ по сравнению с живым общением. Это высокая степень анонимности, отсутствие фактора внешности, невозможность физической агрессии. Это все благотворно сказывается на начальных этапах формирования классного коллектива, помогает подростку раскрыться с иных сторон, показать свои хобби, увлечения, интересы, или наоборот скрыть то, что пока демонстрировать нежелательно.

Самопрезентация обучающихся в сети. Самопрезентация личности в социальных сетях – проявление одного из самопроцессов, в ходе которого происходит целенаправленное или стихийное, сознательное или неосознанное предъявление личностью себя, а результатом является сформированное впечатление у собеседника по интернет-общению.

Таким образом, становится актуальным выяснение возможностей самопрезентации, которые предоставляют социальные сети.

Основные каналы самопрезентации в рамках социальной страницы:

  • аватар;
  • никнейм;
  • статус;
  • фото- и видеоматериалы;
  • принадлежность к сообществам.

Эти каналы самопрезентации в социальных сетях являются предметом наблюдения и могут быть сигналами для педагога и специалиста.

Аватар, визуальное выражение образа пользователя, является особым компонентом виртуального образа пользователя. Можно выделить две крупные группы аватаров: фотографии из личного архива пользователя, фотографии или картинки, не имеющие прямого отношения к пользователю. Скорее всего, что выбор аватара из второй группы может говорить о всевозможных негативных сторонах развития личности.

Никнейм - индивидуальное имя пользователя в социальной сети. Может отражать как реальное, так и модифицированное имя пользователя.

Индикатор текущего состояния (статус). Статусы также заменяются «постами» и «репостами» на «стене» страницы пользователя. Важно отметить, что все чаще «посты» наполнены информацией о событиях из личной жизни пользователей. О событиях, которые не описываются в непосредственном общении, но имеют место в социальной сети.

Размещение фото- и видеоматериалов, имеющих или не имеющих отношение к пользователю. Частота обновления и особенности содержания фотографий могут говорить о мотивах и чертах личности. Например, те пользователи, кто ищет романтических знакомств, то есть знакомств, которые, возможно, будут реализованы в реальной жизни, стараются размещать фотографии, на которых они с друзьями, знакомыми, где они являются участниками крупных мероприятий. Через данный канал самопрезентации возможно размещение продуктов собственного творчества.

Принадлежность пользователя к сообществам. Важно отметить, что сообщества в социальных сетях нередко представляют формальное объединение пользователей, где увлеченно рассматривают различные медиаматериалы и успешно переводят их в объект «репоста» на своей странице. Однако существуют сообщества, где имеют место обсуждения, опросы. Этот вид сообществ представлен в равной степени, но при меньшем количестве участников.

Именно эти разделы страниц обучающихся в социальных сетях позволяют педагогу увидеть качества личности каждого ребенка, находить индивидуальный подход к нему, видеть перспективу в его личностном развитии; увидеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход и влиять на формирование и развитие сплоченного классного коллектива.

Социальные сети дают возможность продолжить процесс воспитания обучающихся за пределами общеобразовательной организации.

Информационные ресурсы

1. Образ жизни российских подростков в сети. Всероссийское исследование детей и подростков [Электронный ресурс] – Режим доступа :

https://www.единыйурок.рф/index.php/o-gruppe-meropriyatij-setevichok

2. Сайт фонда развития Интернет. Дети России онлайн [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.detionline.com.

3. Социальные сети : возможности и риски для обучения и воспитания : методические рекомендации / авт. - сост. Н. В. Шпарута, Г. А. Бутакова. – Екатеринбург : ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017.