Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ

 

Г. Н. Воронцова, методист

МКУ «Информационно-методический центр»

(Данный материал носит рекомендательный характер: порядок создания образовательной программы и ее структура должны быть закреплены локальным актом образовательной организации)

Современная ситуация требует разнообразия образовательных программ, но присущая дополнительному образованию детей и внеурочной деятельности «свобода» зачастую позволяет выдавать за образовательные программы то, что не является и не может быть признано таковыми, поскольку разработчики не ставят образовательные цели, не предъявляют образовательные результаты, игнорируют возрастные и иные особенности детей, не учитывают требования нового законодательства и нормативно-правовых документов. При этом образовательные программы имеют приоритетное значение в регламентации «дополнительного образования детей».

1. Нормативно-правовые основания разработки  дополнительных общеразвивающих программ

1.1. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273), Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008), Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации».

1.2. Образовательная программа представляет собой комплекс основных

характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ 273 - ст. 2, п. 9).

1.3. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени; обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (ФЗ 273 - ст. 75).

1.4. В дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ 273 - ст. 2, п. 14): содержание дополнительных общеразвивающих программ, сроки обучения по ним, формы, порядок и периодичность аттестации учащихся определяются образовательной программой, самостоятельно разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ 273 - ст. 75, п. 4); дополнительные общеразвивающие программы ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, технологий, культуры, экономики и социальной сферы.

1.5. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается ее самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности: порядок разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ, количество учащихся в объединении, формы обучения определяются образовательной организацией в локальных нормативных актах (ФЗ 273 - ст. 28, п.1). Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (ФЗ 273 - ст. 28, п. 2).

2. Оформление и содержание структурных элементов дополнительной общеразвивающей программы

2.1. Структура программы дополнительного образования детей.

Пунктом 5 статьи 12 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание программы.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

2.2. «Титульный лист программы» – первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), направленность и название программы, возраст учащихся, срок ее реализации, ФИО, должность автора (ов) программы, город и год ее разработки).

Оформление титульного листа программы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № ___»

 

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол № ____  от «____» ________ 20___ года

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №___»

____________ (_____________)

(подпись)                               ФИО

печать

Приказ № ____

от «____» ________ 20___ года

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

 

 

Направленность: техническая

Возраст учащихся: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год (144 часа)

 

 

Автор-составитель:

Иванова Мария Николаевна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

Новомосковск 2017

2.3. Раздел 1. «Пояснительная записка» содержит основные характеристики программы:

  • направленность и уровень программы;
  • актуальность (современность, востребованность, целесообразность, отличительные особенности программы и т.п.);
  • цель и задачи программы;
  • группа/категория учащихся, для которой программа актуальна;
  • формы (групповые, индивидуальные и др.) и режим (периодичность и продолжительность) занятий;
  • срок реализации программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения);
  • планируемые результаты (совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и компетенций, которые учащийся сможет продемонстрировать по завершении обучения по программе).

2.4. Раздел 2. Содержание программы включает учебный (тематический) план и содержание учебного (тематического) плана.

2.4.1. «Учебный (тематический) план» содержит перечень разделов (модулей) и тем, определяет их последовательность, количество часов по каждому разделу (модулю) и теме с указанием теоретических (лекция, семинар, консультация, лабораторная работа и др.) и интерактивных/практических занятий (мастерская, самостоятельная работа, концерт, выставка, соревнование, игра, дискуссия, круглый стол, экскурсия и др.), а также форм аттестации/контроля (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.); оформляется в виде таблицы;

составляется на каждый год обучения; количество часов указывается из расчета на одну группу). 

Оформление учебного (тематического) плана

п/п

 

Наименование

раздела,

темы

 

Количество часов

 

Формы

аттестации (контроля)

 

Всего

 

Теория

 

Практика

(интерактив

ные занятия)

 

           

 

2.4.2. «Содержание учебного (тематического) плана» - реферативное (краткое) описание разделов (модулей) и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным (тематическим) планом, с указанием теоретических и интерактивных (практических) видов занятий. Содержание программы направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения.

Оформление содержания учебного (тематического) плана

 

Пример:

 

Раздел 1. «_____________________________________».

Тема 1.1. Материалы и оборудование для занятий фитодизайном (4 часа)

Теория (2 ч.). Способы крепления растительного материала внутри сосуда с помощью флористической губки, наколки, тейп-листов, петельной проволоки. Инструменты - ножницы, кусачки, секатор, нож, держатели, проволока, лейка, лаки и краски. Сосуды: вазы, кувшины различной формы, подносы, корзины и др. Аксессуары - свечи, ленты, фигурки и др. Растительный материал: линейный, основной, наполнитель. Виды растений.

Практика (2 ч.). Сбор и заготовка растительного материала для занятий фитодизайном: срезка, окрашивание, высушивание, покупка сухих растений. 

2.5. Раздел 3. «Формы аттестации и оценочные материалы» содержат описание форм подведения итогов реализации программы - текущего, промежуточного и итогового контроля (при наличии), которые перечисляются согласно учебному (тематическому) плану (проекты, творческие задания, конкурсы, выставки, выступления и т.д.) и описание средств контроля (тесты, творческие задания, контрольные работы, вопросы и т.д.), которые позволяют определить достижение учащимися планируемых результатов.

Примечание:

Итоговая аттестация по дополнительной общеразвивающей программе не является обязательной: ФЗ № 273 ее не предусматривает (ст. 75), но и не запрещает (ст. 59) ее проведения с целью установления: 1) соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения; 2) соответствия процесса организации и осуществления программы установленным требованиям к порядку и условиям ее реализации.

2.6. Раздел 4. «Организационно-педагогические условия реализации программы» содержат: материально-технические условия реализации программы (перечень помещений, оборудования, приборов и необходимых технических средств обучения, используемых в образовательном процессе); учебно-методическое и информационное обеспечение программы (обеспеченность программы методическими материалами, перечень современных источников,  поддерживающих процесс обучения: нормативно-правовые акты и документы; основная и дополнительная литература; Интернет-ресурсы (все списки оформляются в соответствии с требованиями действующих ГОСТ).

2.7. «Приложения к программе» календарный учебный график, календарно- тематический план, планы (сценарии) занятий, примеры заданий для учащихся и другие материалы, предусмотренные локальным актом образовательной организации или разработанные по усмотрению автора программы.

«Календарный учебный график» - комплекс основных организационно-педагогических характеристик образовательного процесса, определяющий: даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, продолжительность каникул, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.п. Календарный учебный график является приложением к дополнительной общеразвивающей программе и составляется на учебный год или период (месяц, четверть, полугодие и т.д.) для каждой учебной группы. 

Оформление календарного учебного графика

 

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения

занятия

Форма занятия

 

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

 

3. Уровневая дифференциация дополнительных общеразвивающих программ

3.1. Дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются и реализуются по направленностям дополнительного образования (Приказ № 1008) (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической), которые определяют их предметно-тематическое содержание, преобладающие виды деятельности учащихся и требования к результатам освоения программы.

3.2. Дополнительные общеразвивающие программы в соответствии с уровнем сложности содержания могут быть отнесены к вводному, ознакомительному, базовому и углубленному уровням.

3.3. Каждый учащийся должен иметь доступ к любому из уровней, соответствующему его возрастным и индивидуальным особенностям, определяющим его готовность к освоению содержания дополнительной общеразвивающей программы.

3.4. Вопросы уровневой дифференциации могут быть освещены в отдельных методических рекомендациях к дифференциации содержания дополнительных общеразвивающих программ.

4. Особенности организации образовательного процесса по дополнительным общеразвивающим программам.

4.1. Требования к организации образовательного процесса установлены СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41).

Для подготовки методических рекомендаций использованы: 

  • Евкладова, Е. Б. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования [Текст] / Е. Б. Евкладова, Л. Г. Логинова - М., «Русское слово», 2015.
  • Концепция развития дополнительного образования детей [от 4 сентября 2014 г. № 1726-р] [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) : письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.mixnevoduc.edusite.ru/DswMedia/metodrekomendacii5.pdf
  • Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам : приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70424884/
  • Об утверждении Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14) : постановление Правительства РФ [утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41] [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/420207400
  • Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей : письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 [Электронный ресурс] - Режим доступа : https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=104097
  • Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : [федер. закон : принят гос. Думой 29 дек. 2012 № 273] [Текст] – М. : Проспект, 2013.