Что есть программа развития дошкольной образовательной организации и как её разработать?

А. Н. Максимова, методист

МКУ «Информационно-методический центр»

Статья составлена на основе методических пособий известных специалистов в области образования, а именно В. С. Лазарева, М. М. Поташника, К. Ю. Белой, С. Г. Молчанова, Н. В. Микляевой, А. Н. Шевелева, Р. Г. Чураковой, А. П. Бережновой и других авторов. Методический материал по разработке программы развития дошкольной образовательной организации будет полезен руководителям дошкольных образовательных организаций.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прочно вошел в жизнь каждой образовательной организации. Закон РФ «Об образовании в РФ» является главным нормативным документом, на который опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования. В связи с этим многих руководителей дошкольных образовательных организаций волнует ряд вопросов: Что есть программа развития ДОО? Как выглядит документ? Как подготовить программу развития?

В статье 28 п.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ (ред. 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации», сказано что «образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации». В свою очередь п.3 (п.п.7) вышеуказанной статьи ориентирует каждую образовательную организацию на то, что «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом». Таким образом, «программа» нужна для того, чтобы внести обновляющие изменения в «образовательную организацию» и может быть квалифицирована как инструмент воздействия на «развитие образовательной организации» - считает С. Г. Молчанов, т.е. этот инструмент представляется в виде текста документа, описывающего совокупность действий, изменяющих исходное состояние объекта и обеспечивающих его переход в новое состояние.

«Программа развития», являясь управленческим документом «образовательной организации», - описывает совокупность: исходного актуального состояния системы, образ желаемого будущего состояния этой системы, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему – отмечено в работах известных специалистов в области управления образованием B. C. Лазарева и М. М. Поташника.

Программа развития дошкольной образовательной организации является стратегическим документом при переходе ДОО к желаемому будущему, т.е. в инновационный режим деятельности, регламентирующим процесс перевода ДОО из фактического состояния на качественно новый уровень развития.

Программа развития разнится с традиционным привычным планом работы ДОО. Эти отличия обусловлены ее инновационной направленностью. Традиционный план работы ДОО основное внимание уделяет вопросам обеспечения текущей работы детского сада, программа развития выступает в качестве стратегического плана реализации основных нововведений в образовательной организации. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод - программа развития дошкольной образовательной организации – документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательной организации, сопровождающиеся программно-целевым управлением.

Известны несколько подходов к структуре написания программы развития. Наиболее распространённые варианты:

Структура программы развития ОО (В. С. Лазарев)

Проблемы, на решение которых ориентирована программа.

Новшества, за счёт которых решаются проблемы.

Проект желаемого будущего (совокупность новшеств).

Стратегия осуществления изменений.

Цель программы.

План действий.

Инновационные проекты осуществления частных изменений.

Ресурсное обеспечение программы.

Кадровое обеспечение программы.

Экспертиза программы.

Структура программы развития ОО (М. М. Поташник)

Актуальность темы.

Новшества в управляющей системе образовательной организации.

Партисипативность (вовлечение работников в решение проблем, управление).

Анализ ресурсной базы.

Кадровые ресурсы.

Материальные ресурсы.

Финансовые ресурсы.

Научно-методические ресурсы.

Резервное время.

Структура программы развития ОО (Л. П. Ильенко)

Информационная справка об образовательной организации.

Анализ состояния работы образовательной организации за учебный год.

Концепция развития новой образовательной организации.

Приоритетные проблемы образовательной организации.

Структурирование приоритетных проблем.

Поэтапная разработка плана действий (мероприятий) на 3 – 5 лет.

Структура программы развития ДОО (К. Ю. Белая)

Подготовка и оформление всесторонней информации о ДОО.

Проблемный анализ состояния образовательного процесса по всем направлениям деятельности.

Формирование концепции и разработка стратегии развития дошкольной образовательной организации.

Определение сроков и этапов реализации программы.

Разработка плана действий по реализации каждого из этапов программы развития.

Структура программы развития ДОО (Н. В. Микляева)

Информация о дошкольной образовательной организации.

Проблемный анализ уровня работы дошкольной образовательной организации.

Концепция будущего дошкольной образовательной организации.

Стратегия развития организации и перехода к новой дошкольной образовательной организации.

Цели реализации программы.

План действий на 2-3 года.

Анализ методической литературы показал, что авторы предлагают разные подходы к проектированию программы развития, выраженные в оформлении структуры, и технологии создания этого документа. Так, например, в работах:

Лазарева В. С., Поташника М. М.

- определены структура и план действий по созданию программы развития

Третьякова П. И., Белой К. Ю.

- определена технология создания программы развития

Марковой Л. С.

- определены этапы деятельности и дана их характеристика

Дюкова В. М., Финогенко В. С.

- определены условия проектирования программы развития, дан алгоритм её разработки (выделены этапы и ожидаемые результаты), а также предложена структура

Независимо от различий в подходах к данной теме, всех авторов объединяет общая цель – помочь современным руководителям образовательных организаций в создании программы развития. О методике разработки программы развития образовательных организаций написано много статей, и нельзя их ранжировать, так как сама технология может быть вариантной и в этом мы убедились, а право выбора остается за руководителем и коллективом той или иной образовательной организации.

С точки знания специалистов, кроме выбора структуры программы развития необходимо уделить особое внимание её проектированию.

В своей работе «Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО» К. Ю. Белая обращает внимание практиков на ряд требований к программе развития ДОО, отмечая, что «она (программа) должна быть:

- актуальной (свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада);

- прогностичной (отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольной организации, т.е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она реализуется);

- рациональной (определять цели и способы их достижения, позволяющие получить максимально полезный результат);

- реалистичной (обеспечивать соответствие между желаемым и возможным);

- целостной (обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями);

- контролируемой (операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), т.е. определять так, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям);

- чувствительной к сбоям (своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных программой, представляющих угрозу для достижения поставленных целей)».

Для составления эффективной программы развития – документа, отражающего системные, целостные изменения в дошкольной образовательной организации, сопровождающиеся программно-целевым управлением, необходимо подготовить паспорт (Приложения 1, 2). Разобраться в тонкостях составления паспорта программы развития поможет Письмо Минэкономразвития РФ от 16 ноября 2011 г. N 25537-ОФ/Д19 «О методических материалах по разработке паспортов программ инновационного развития», которое ориентирует руководителей ДОО на комплексный подход, предусматривающий предоставление сведений по максимально широкому кругу направлений инновационного развития организации (компании). Так, состав и объем данных, содержащихся в Паспорте программы, должны отвечать потребностям основных заинтересованных сторон в той степени, в которой это позволяет решать задачи разработки Паспорта программы.

В Письме обозначено: «Необходимо ориентироваться на достоверность и актуальность сведений, представленных в Паспорте программы. Данные, содержащиеся в Паспорте программы, желательно регулярно обновлять с учетом наиболее важных изменений, вносимых в программу, а также основных результатов ее реализации (в том числе, промежуточных). Для сторонних организаций, являющихся потенциальными партнерами в реализации программы, должна быть обеспечена возможность ознакомления с Паспортом программы и взаимодействия с представителями организации (компании) на предмет разъяснения отдельных положений Паспорта и организации дальнейшей работы, т.е. публичность. При разработке Паспорта программы должны быть в полной мере соблюдены интересы организации (компании) в части сохранности и ограничения доступа к конфиденциальной информации, т.е. неразглашение содержащихся в программе сведений, носящих конфиденциальный характер».

Немаловажным при разработке программы развития ДОО является согласованность всех её элементов, независимо от выбранной структуры. Во-первых, – цель и результат программы должны быть взаимосвязаны и отражать друг друга. Во-вторых, – согласование целей и задач программы. Таким образом, составляя программу необходимо обязательно сразу проектировать ожидаемые результаты по каждому отдельному действию и соотносить эти результаты с поставленными целями и задачами. Именно внутренняя согласованность программы – одно из важнейших условий её успешной реализации.

Важно обратить внимание и на оценку результативности программы (степень соответствия поставленных целей и полученных результатов). Качество оценки будет зависеть от наличия в программе мониторинга и обратной связи, позволяющей своевременно реагировать и вносить изменения в содержание программы.

Констатацию существующего положения дел Алина Павловна Бережнова, рекомендует начинать с информационной справки о дошкольной образовательной организации, которая должна содержать данные, «раскрывающие особенности территории, на которой детский сад действует, специфику контингента воспитанников, родителей, формальные показатели результативности, описание структуры управления, специфику педагогического коллектива, внешние связи». Также А. П. Бережнова рекомендует: «Анализ результативности деятельности образовательной организации необходимо проводить не только в связке планировали – получили, а в контексте внешних  вызовов и требований: выявление несоответствия между внешними требованиями и внутренним состоянием. Анализируется только та информация, которая позволяет выявить основные тенденции развития образовательной организации за последние три-четыре года. При подготовке анализа должны быть выявлены противоречия, обозначены проблемы, сформулирована тема программы. Противоречие – это несоответствие между желаемым и действительным состоянием образовательного процесса ДОО. Требования к формулировке противоречий:

- реальность, т.е. брать для работы противоречия, которые можно решить педагогическими средствами и в рамках возможностей ДОО;

- позитивность – разрешение противоречий должно способствовать положительному преобразованию практики».

Проблема – (др.-греч.πρόβλημα) в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но не известно, как это сделать. В связи с указанным важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка, т. к. неверно поставленная проблема, или псевдопроблема, уводит в сторону от разрешения подлинных вопросов.

При определении наличия проблемы А. П. Бережнова считает, что «необходимо уделить внимание следующим факторам:

- затруднения педагогической практики;

- анализ педагогической практики на предмет выявления требуемых знаний;

- недостаток в результатах работы системы дошкольного образования;

- неясность причин и способов устранения недостатков».

Важное требование к формулировке проблемы - это актуальность.

Актуальная проблема определяет название программы. Тема программы развития ДОО – это выраженное одним предложением содержание изменения.

Определившись с проблемами и темой можно приступать к разработке концепции, целей и задач программы, проектированию результатов.

Концепция – это сложившийся в нашем сознании идеальный образ желаемого будущего, достижение которого возможно только при самых благоприятных внутренних и внешних условиях - образ наиболее совершенного состояния дошкольной образовательной организации. Описание будущей педагогической системы ДОО может быть не очень детальным, но все принципиальные моменты должны быть в нём отражены. Приступая к разработке стратегического планирования, необходимо, исходя из выявленных на аналитическом этапе проблем, грамотно определить цель, т.е. желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Цель – это более общая формулировка того, что мы хотим получить в результате реализации программы. Обычно касается нового качества, которое мы хотим получить по окончании программы. Важно, чтобы цель, которая сформулирована в программе была понятна всем участникам программы, чётко сформулирована.

Деление цели на задачи – неизбежный процесс. Технология формирования задач состоит в расщеплении цели на составляющие, дающие представления о том, каким путём будет достигнута цель. Поэтому задачи формируются в виде перечисления: изучить, описать, выяснить, сформулировать, установить и т.д.

Безусловным критерием успешности разработки всей программы развития ДОО является её результат. Именно ожидаемый результат определяет цель программы, так как цель программы и её результат взаимосвязаны. Формулируя цель необходимо определить возможные результаты. При этом, чем конкретнее результаты, тем понятнее становиться цель программы и тем легче она будет реализовываться. Необходимо понять, в чём конкретно они будут измеряться: где их будет видно, насколько они изменят ситуацию в преображении ДОО. Для того чтобы достичь результата, запланированного в программе развития образовательной организации, целесообразно осуществлять мониторинг предпринимаемых стратегических инициатив на основе сбалансированной системы критериев и показателей.

Одной из основных проблем разработки системы мониторинга является подбор адекватных показателей. Одни аспекты деятельности образовательной организации трудно поддаются какому-либо измерению – например, готовность персонала к изменениям. Другая проблема – сбор информации для расчета значения того или иного показателя может оказаться чрезмерно трудоемким и дорогим. Тем не менее, отказываться от его проведения нельзя. Именно полученные таким образом показатели помогают оценить, насколько правильно выстроена маркетинговая стратегия ДОО.

План действий – это главная часть программы развития, поскольку ради неё необходимы были все предшествующие шаги. План представляет собой систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения. Обычно это матрица, в колонках которой даются конкретные ответы на вопросы: Что? Как? Когда? Где? Кто? Сколько средств?

Тщательно разработанный план – залог его успешного исполнения.

При разработке финансового плана программы развития ДОО определяются: целевые ориентиры и приоритетные задачи развития дошкольной образовательной организации, доходная часть, структура расходов, отражающая приоритетные направления расходования финансовых средств, обеспечивающих достижение поставленных целей.

В составлении программы развития ДОО главное согласованность её элементов. Первое – цель и результат программы должны быть взаимосвязаны и отражать друг друга. Следующий момент – согласование целей и задач программы. Повторим, составляя программу необходимо обязательно сразу проектировать ожидаемые результаты по каждому отдельному действию и соотносить эти результаты с поставленными целями и задачами. Именно внутренняя согласованность программы – одно из важнейших условий её успешной реализации. Важно не забывать об оценке результативности программы развития ДОО, т.е. степени соответствия поставленных целей и полученных результатов. В свою очередь качество оценки будет зависеть от наличия в программе развития ДОО мониторинга и обратной связи, позволяющей своевременно корректировать содержание программы.

Еще очень важно учитывать часто встречающиеся ошибки, среди которых:

- постановка цели слишком общая, неконкретная;

- выделение большого количества задач;

- план деятельности носит бесструктурный, хаотичный характер;

- отсутствие целостности и комплексности программы развития;

- описание частных нововведений без стратегического замысла преобразований;

- избыточная информация о текущем функционировании дошкольной образовательной организации;

- неопределенность ресурсного обеспечения;

- отсутствие описания механизмов достижения цели;

- размытость результатов программы развития дошкольной образовательной организации. 

Для подготовки программы развития целесообразно создать в ДОО творческую группу из числа педагогов детского сада. Помните, готового рецепта нет, программу развития нельзя списать, её должны разрабатывать те, кто будет реализовывать. Только в этом случае коллектив ДОО будут считать её своей и поставленные цели будут достигнуты.

Надеемся, что соблюдение перечисленных характеристик поможет практикам дошкольных образовательных организаций в разработке управленческого документа – программы развития ДОО.

Литература 

  • Бакурадзе, А. Б. Консультация : Как написать программу развития школы? / А. Б. Бакурадзе, М. Б. Пильдес // Методист . – 2007. - № 10. – С. 49 – 54.
  • Белая, К. Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО / К. Ю. Белая. – М. : ТЦ Сфера, 2014.
  • Конструктор образовательной программы детского сада / Коллектив авторов под ред. Н. В. Микляевой. - М.: Сфера, 2014.
  • Корепанова, М. В. Программа развития ДОУ/ М. В. Корепанова. – М., 2013. – (Библиотека руководителя ДОУ).
  • Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО? / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. - 2015. - № 5. – С. 26 – 41.
  • Молчанов, С. Г. Программа развития ДОУ : структура, содержание, экспертное оценивание / С. Г. Молчанов ; Академия гуманитарных наук, Челябинское отделение; Челябинский филиал института экономики Уральского отделения Российской академии наук. – Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2015.
  • Лазарев, В. С. Как разработать программу развития школы : Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / В. С. Лазарев, М. М. Поташник. – М. : Новая школа, 1993.
  • Поташник, М. М. Программа развития школы, достойная бюджетного гранта / М. М. Поташник // Народное образование. – 2005. - № 8. – С. 73 – 88.
  • Поташник, М. М. Программы развития школ : новый уровень осмысления / М. М. Поташник // Народное образование. – 2007. - № 8. – С. 79 – 86.
  • Программа развития и основная образовательная программа : Стратегия и тактика проектирования в условиях реализации ФГОС : учебно – методическое пособие / под общ. ред. проф. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига, 2015.
  • Программа развития ДОУ : технология разработки и модификации. - М. : АРКТИ, 2015.

Приложение 1

ПАСПОРТ

программы развития образовательной организации

(примерная форма)

Наименование программы

 

Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номера соответствующих нормативных документов)

 

Муниципальный заказчик программы

 

Основные разработчики программы

 

Цели и задачи программы

 

Основные целевые показатели

 

Сроки и этапы выполнения программы (подпрограмм, проектов)

 

Перечень подпрограмм (проектов) и основ­ных мероприятий

 

Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам)

 

Ожидаемые конечные результаты выполнения программы

 

Система организации контроля за исполнением программы

 

Приложение 2

ПАСПОРТ

программы развития образовательной организации

(примерная форма)

Наименование Программы развития

 

Основания для разработки Программы

 

Статус Программы развития развития

 

Заказчик Программы развития

 

Разработчики Программы развития

 

Исполнители Программы развития

 

Формы обсуждения и принятия Программы развития

 

Цель Программы развития

 

Задачи Программы развития

 

Приоритетные направления

 

Миссия

 

Ожидаемые результаты реализации Программы развития

 

Сроки реализации Программы развития

 

Этапы реализации Программы развития

I этап – Подготовительный – срок реализации этапа.

Цель этапа.

II этап - Проектно-диагностический – срок реализации этапа.

Цель этапа. 

III этап – Практической работы  – срок реализации этапа.

Цель этапа.

IV этап – Обобщающий – срок реализации этапа.

Цель этапа.

V этап – Прогностический  – срок реализации этапа.

Цель этапа.

Индикаторы, позволяющие оценить меру реального достижения

 

Перечень основных разделов Программы развития

Структура Программы развития

Ресурсное обеспечение реализации Программы развития

 

Объем и источники финансирования Программы развития

 

Порядок управления реализацией Программы развития

 

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы развития