Методическая работа в дошкольной образовательной организации: современные требования и основные направления деятельности

 

О. Ю. Мельникова, методист

МКУ «Информационно-методический центр»

 В условиях реформирования системы образования методическая работа имеет особую ценность. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, его установки.

На развитие всего перечисленного выше направлена методическая деятельность в дошкольной образовательной организации (ДОО). Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования. Уже одно это требует не эпизодического, а комплексного подхода к многогранной воспитательно-методической работе. По отношению к воспитателю воспитательно-методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в методической работе педагог приобретает и закрепляет за собой определенный статус,  совершенствуя воспитательно-образовательный процесс, широко вводя инновации, способствуя повышению качества образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

Методическая работа помогает воспитателю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.

Главное в методической работе ‑ оказание реальной, действенной помощи педагогу. Методическая работа в детском саду ‑ это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта (ППО) и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого воспитателя. Этот комплекс ориентирован на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете ‑ на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития воспитанников.

В соответствии с действующими документами в ДОО формируется новая парадигма организации методической работы, в основе которой лежат системный и ситуативный, программно-целевой подходы к управлению, теории стратегии, инновации и лидерства, проектные технологии, в которых главное внимание сосредоточено на человеке как ключевом ресурсе организации.

В литературе значительное место отводится проблемам методической работы и определению ее содержания. Понятие «методическая работа» рассматривалось в исследованиях ученых:

‑ Ю. К. Бабанский: «… система взаимосвязанных мер, «направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя»;

‑ Г. П. Щедровицкий: «… специальная деятельность в рамках педагогического производства»;

‑ А. П. Ситник: «… все формы и виды повышения квалификации учителей и воспитателей в межкурсовой период»;

‑ В. П. Симонов: «… специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя»;

‑ Н. В. Немова: «… деятельность по обучению и развитию педагогических кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного педагогического опыта, а также созданию собственных методических разработок»;

‑ М. М. Поташник: «… целостная, основанная на достижениях науки и передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей, система взаимосвязанных мер, действий, направленных на всестороннее повышение мастерства педагогов школы».

Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод о том, что методическая работа – это организационно-педагогическая система реализации задач государственной политики в организации с учетом специфики и условий ее деятельности, направленная на развитие профессиональной компетенции педагогических работников.

Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО являются поиск и освоение эффективных форм и методов управления, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОО.

Целью методической работы является создание оптимальных условий     и обеспечение качественной методической поддержки непрерывного роста профессиональной компетентности педагогических работников в процессе реализации ФГОС ДО и формирование коллектива единомышленников, развитие их творческого потенциала, необходимого для качественной образовательной деятельности в ДОО.

Основными направлениями методической работы являются: предметно-методическое, мониторинговое, маркетинговое, консалтинговое, экспертное, библиотечно-методическое.

Предметно-методическое направление:

‑ предоставление информации об эффективных образовательных технологиях;

‑ оказание методической помощи начинающим педагогам в организации образовательного процесса;

‑ оказание методической помощи в организации инновационной деятельности; разработка дидактических, методических пособий, рекомендаций, положений;

‑ помощь в самообразовании и в повышении профессионального мастерства педагогов ДОО;

‑ обобщение и распространение эффективного педагогического опыта.

Мониторинговое направление:

‑ проведение мониторинговых исследований и обеспечение ДОО аналитико-диагностической информацией;

‑ разработка критериев и диагностического инструментария мониторинговых исследований.

Маркетинговое направление:

‑ выявление информационно-методических запросов и потребностей участников образовательных отношений через систему органов самоуправления (общее собрание работников, педагогический совет, совет родителей, родительский комитет);

‑ определение степени удовлетворения данного образовательного запроса участниками образовательных отношений;

‑ расширение спектра дополнительных образовательных услуг, система оплаты услуг, расширение числа детей, занятых в дополнительном образовании;

‑ организация рекламной деятельности, установление связей со СМИ;

‑ информирование населения о состоянии деятельности в ДОО, т.е. свободный доступ ко всей необходимой информации о своей деятельности;

‑ тесное взаимодействие с социальными партнерами.

Консалтинговое направление:

‑ повышение управленческой компетентности руководителей и иных работников ДОО;

‑ индивидуальное и групповое консультирование педагогов по решению актуальных проблем образовательного процесса;

‑ совершенствование существующих форм и направлений научно-методической деятельности ДОО и создание условий для развития новых в рамках взаимодействия с образовательными организациями города различным направлениям;

‑ повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями по различным направлениям;

‑ обеспечение развития банка данных актуального педагогического опыта, его обобщение и пропаганда для повышения профессионального уровня педагогов.

Экспертное направление:

‑ экспертиза инноваций, проектов;

‑ экспертиза процесса и результатов инновационной работы ДОО, аттестационных материалов педагогов;

‑ экспертиза образовательных программ, рабочих программ, рецензирование и редактирование методических сборников, статей.

Библиотечно-методическое направление:

‑ информирование о программно-методическом обеспечении образовательного процесса, о новинках периодических изданий;

‑ комплектование и инвентаризация фонда методической литературы, медиапособий; информационно-методическое (видео-, аудио-) обеспечение образовательного процесса; организация выставок программно-методической литературы (презентаций); осуществление издательской деятельности на разных уровнях, обобщение ценного опыта работы педагогических работников и ДОО в целом.

В качестве общих задач методической работы можно представить следующие:

‑ управление образовательным процессом (ведущая);

‑ организация повышения квалификации педагогов;

‑ организация работы с родителями. 

Критерии оценки методической работы

По К. Ю.Белой

1. Результативность ‑ рост результатов развития детей, достижение оптимального уровня развития каждого ребенка без перегрузки детей.

2. Рациональные затраты времени ‑ разумная трата времени и усилий на методическую работу и самообразование без перегрузки педагогов.

3. Стимулирование

улучшение в коллективе психологического климата, рост творческой активности педагогов, их удовлетворенность результатами труда

По Т. И. Шамовой, Т. М. Давыденко,

Н. А. Рогачевой

1. Рост удовлетворенности педагогов своей деятельностью Положительный психолого-педагогический климат.

2. Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

3. Овладение современными методами обучения и воспитания.

4. Хорошо организованный  процесс обучения и воспитания.

5. Положительная динамика качества обучения и воспитания.

6. Высокий уровень профессиональной деятельности педагогов.

7. Своевременное распространение ППО.

8. Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования

По В. М. Лизинскому

1. Психологические критерии:

1. Авторитет ДОУ среди родителей.

2. Высокий

профессиональный уровень педагогов.

3. Общая положительная тональность отношений в

ДОУ.

4. Уважительное отношение со стороны родителей.

5. Готовность воспитанников, педагогов, родителей помогать ДОУ.

6. Творческий настрой педагогов и родителей.

7. Желание педагогов стремиться к совершенству.

2. Учебные критерии:

1. Умение использовать дифференцированный подход к воспитанникам, родителям.

2. Умение педагогов применять современные методики обучения.

Сегодня основная работа заместителя руководителя ДОО – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Заместитель руководителя ДОО должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Например, если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идет вместе с детьми и воспитателем и берет часть организационной работы на себя. Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а, следовательно, работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям. Это очень сложная задача, и поэтому от заместителя заведующего ДОО требуется, прежде всего, умение работать с людьми. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности заместителя руководителя ДОО. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае заместитель руководителя ДОО сможет достичь тех целей, которые он ставит. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОО помогут заместителю руководителя в работе. Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, заместитель руководителя ДОО должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными. Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника. Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Заместитель руководителя ДОО должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности, учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например, заместитель заведующего говорит о том, что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Если заместитель руководителя ДОО провел активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный. Заместитель руководителя ДОО должен не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например, получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы.

В рамках методической работы ДОО должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОО. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Самообразование ‑ одно из направлений деятельности заместителя руководителя. Прежде чем предъявлять требования к воспитателю, заместитель руководителя ДОО должен определить, над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, заместитель руководителя ДОО, и только потом – все воспитатели. Это и есть система непрерывного самообразования.

В настоящее время заместитель руководителя ДОО должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции заместителя руководителя ДОО, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии, поэтому важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей.

Из исследований К. Ю. Белой заместитель руководителя ДОО участвует в:

‑ подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;

‑ создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;

‑ формулировке социального заказа своему ДОО, выработке философии, определении цели ДОО;

‑ стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОО;

‑ создании имиджа ДОО среди населения;

‑ выборе (разработке) образовательных программ для детей;

‑ организации образовательной, воспитательной работы с детьми;

‑ организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОО;

‑ развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОО;

‑ развитии сотрудничества с другими ДОО, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

Кроме этого, заместитель руководителя ДОО планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОО, предусматривая:

‑ предложения в план работы ДОО;

‑ повышение квалификации воспитателей;

‑ помощь воспитателям в самообразовании;

‑ аттестацию воспитателей;

‑ составление сетки занятий по возрастным группам;

‑ методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;

‑ обмен опытом работы сотрудников ДОО;

‑ ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;

‑ развитие преемственности ДОО и школы;

‑ совершенствование работы с родителями;

‑ комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;

‑ постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную, методическую работу:

‑ готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;

‑ проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;

‑ организует работу творческих групп;

‑ своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы;

‑ ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;

‑ комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т.п.;

‑ организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;

‑ проводит совместные мероприятия со школой;

‑ готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания;

‑ своевременно оформляет педагогическую документацию;

‑ формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.

Осуществляет контроль за работой воспитателей:

‑ систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;

‑ согласно расписания посещает НОД в группах;

‑ следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

Заместитель руководителя ДОО организует взаимодействие в работе воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и других специалистов; регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков; изучает планы воспитателей по самообразованию; осуществляет взаимосвязь в работе ДОО, семьи, школы.

Профессиональная компетентность заместителя руководителя ДОО складывается из нескольких компонентов, в том числе:

‑ наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности;

‑ наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями, осуществляемой в режиме диалога;

‑ готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса;

‑ стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;

‑ освоения культуры получения, отбора, воспроизведения, обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

‑ наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности.

По мнению Л. В. Поздняк и Н .Н.Лященко заместитель руководителя ДОО должен:

при планировании: прогнозировать развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на длительный срок и в течение дня; способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий; создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно-образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом; повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях;

при организации: осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовым и месячным планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей, методическую помощь в составлении планов и подготовке к работе с детьми, повышение квалификации воспитателей, собственную деятельность в соответствии с планом; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы; обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе; своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей; поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца;

при контроле: разрабатывать схему наблюдения за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материал; вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах; наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей; фиксировать результаты наблюдений; анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей; делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми; осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагог, развития детей; разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов; обсуждать результаты контроля с воспитателями, использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива;

при координации: изучать педагогическое мастерство воспитателей, социально-психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений; корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы, свою организаторскую деятельность; анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей; регулировать ход воспитательно-образовательного процесса в ДОО, действия членов коллектива; ориентироваться в сложившейся ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы;

при общении: владеть собой в критических ситуациях; предвидеть конфликты и предотвращать их; изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы; правильно воспринимать критику и учитывать ее в своей деятельности; понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников; ориентироваться во взаимоотношениях людей; строить свои взаимоотношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества; устанавливать правильные отношения с заведующей и работниками управления образованием; выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям; учитывать особенности психологического климата и коллективе.

Таким образом, не смотря на разные мнения авторов о деятельности заместителя руководителя ДОО, на нем лежит очень большой труд.

Рассмотренные выше направления и проекты инновационной методической работы способствуют:

‑ формированию позитивного имиджа ДОО как лидера, ориентированного на устойчивое развитие, повышению его конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОО;

‑ совершенствованию инновационной модели образовательного пространства в условиях реализации приоритетных направлений работы ДОО;

‑ увеличению количества педагогов, повышающих свой профессиональный уровень и квалификацию, обобщающих и распространяющих инновационный опыт работы на различных уровнях;

‑ повышению уровня владения педагогами современными образовательными технологиями;

‑ оперативному и позитивному реагированию педагогов на внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс ДОО.

Список литературы 

  • Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
  • Василевская, Е. В. Методическая работа в системе образования : состояние, тенденции, проблемы / Е. В. Василевская. – М. : АПК и ППРО, 2008.
  • Виноградова, Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы : метод. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. – М. : Айрис - пресс, 2008.
  • Лосев, П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П. Н. Лосев. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
  • Никишина, И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях / И. В. Никишина, канд. пед. наук. – Волгоград : Учитель, 2009.
  • Организация методической работы в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ОО : Учебно – метод. пособие / авт. - сост. А. В. Коптелов, Т. А. Данельченко. – М. : АПК и ППРО, 2012.