Теоретические знания, которые учащиеся получают на уроках МХК, востребованы при анализе художественного произведения, которое и является, собственно говоря, предметом изучения и рассмотрения на уроках мировой художественной культуры. Каков алгоритм анализа произведений различных видов искусства? Возможно, информация, представленная далее, будет полезна учителю, ищущему ответ на этот вопрос.
Алгоритм анализа произведения живописи
(Автор – А. Мелик-Пашаев)
Главным условием работы по данному алгоритму является тот факт, что название картины не должно быть известно тем, кто выполняет работу.
- Как бы Вы назвали эту картину?
- Нравится Вам картина или нет? (Ответ должен быть неоднозначным).
- Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который её не знает, мог составить о ней представление.
- Какие чувства вызывает у Вас эта картина?
- Что, по Вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова её главная мысль, «зачем» он её написал?
- Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?
- Не хотите ли добавить или изменить что-то в Вашем ответе на первый вопрос?
- Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталась ли Ваша оценка прежней или изменилась? Почему Вы так теперь оцениваете эту картину?
Алгоритм анализа произведений живописи
- Сведения об авторе. Какое место занимает это произведение в его творчестве?
- Принадлежность к художественной эпохе.
- Смысл названия картины.
- Жанровая принадлежность.
- Особенности сюжета картины. Причины написания картины. Поиск ответа на вопрос: донес ли автор свой замысел до зрителя?
- Особенности композиции картины.
- Основные средства художественного образа: колорит, рисунок, фактура, светотень, манера письма.
- Какое впечатление оказало это произведение искусства на ваши чувства и настроение?
- Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?
- Где находится данное произведение искусства?
Алгоритм анализа произведений архитектуры
- Что известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?
- Указать принадлежность данного произведения к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.
- Какое воплощение нашла в этом произведении формула Витрувия: прочность, польза, красота?
- Указать на художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб), на тектонические системы (стоечно-балочная, стрельчато-арочная, арочно-купольная).
- Указать на принадлежность к виду архитектуры: объемные сооружения (общественные: жилая, промышленная); ландшафтная (садово-парковая или малых форм); градостроительная.
- Указать на связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения, на связь между зданием и рельефом, характером пейзажа.
- Как использованы другие виды искусства в оформлении его архитектурного облика?
- Какое впечатление оказало произведение на Вас?
- Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?
- Где расположено архитектурное сооружение?
Алгоритм анализа произведений скульптуры
- История создания произведения.
- Сведения об авторе. Какое место занимает это произведение в его творчестве?
- Принадлежность к художественной эпохе.
- Смысл названия произведения.
- Принадлежность к видам скульптуры (монументальная, мемориальная, станковая).
- Использование материала и техника его обработки.
- Размеры скульптуры (если это важно знать).
- Форма и размер пьедестала.
- Где находится данная скульптура?
- Какое впечатление оказало данное произведение на Вас?
- Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?
Литература
- Мировая художественная культура: 10-11 классы: Дополнительные материалы к урокам / авт. – сост. О. Е. Наделяева. – Волгоград : Учитель, 2009. – 198 с.
Материал предоставила Т.А. Зайцева, методист МОУДО «ИМЦ»