О. В. Долгих, методист
МКУ «Информационно-методический центр»
Читательская грамотность предполагает осознание цели чтения, овладение различными видами чтения.
Виды чтения
В зависимости от цели можно выделить следующие виды чтения: простое и сложное чтение.
Как правило, большинство из нас в своей жизни использует простое чтение, которое включает в себя чтение для того, чтобы «убить время», отвлечься от неприятных мыслей или вовсе «чтобы заснуть». Такой вид чтения представляет собой «лёгкую прогулку» по страницам книги без глубокого осмысления, отклика на прочитанное.
В группу сложного чтения входят такие виды чтения, как:
1) познавательное – чтение с целью извлечения информации, ее осмысления и сохранения, краткой реакции на нее – вербальной или невербальной. Это чтение для осведомления о чем-нибудь, пополнения сведений и т. д.; таково чтение газет, брошюрок, некоторых книг, писем, новых книг по специальности и т. п.
2) ценностно-ориентированное – чтение с целью последующего обсуждения, оценки, пересказа содержания прочитанного, т.е. использования результатов чтения в других видах речевой деятельности. Это чтение важное и необходимое средство для расширения своего кругозора и опыта, для углубления мировоззрения, мыслей, чувства.
3) регулятивное – чтение с последующими предметными действиями, соотносящимися или не соотносящимися с описанными в тексте. Это чтение для нравственного, «волевого» воздействия на душу — «воодушевляющее» чтение; есть книги, которые мы читаем не потому, что они дают новое знание, а потому, что вливают новые силы в грудь, подымают настроение, возбуждают к подвигам.
В методике обучения чтению выделяют следующие виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Изучающее чтение представляет собой внимательное чтение текста с целью полного и точного понимания его содержания и запоминания содержащейся в ней информации для её дальнейшего использования. Такое чтение требует умения решать задачи, требующие полного и критического понимания текста: выделять главную и избыточную информацию, различать темы и подтемы, прогнозировать последовательность изложения идей текста.
Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации, при этом требуется воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста. При таком чтении формируется умение определять главную мысль текста, формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, объяснять порядок частей, содержащихся в тексте, сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты.
Просмотровое чтение рассматривается как вид чтения, целью которого является получение общего представления о содержащейся информации.
Поисковое чтение предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной учебной задачи.
Способы чтения
Прежде чем начать чтение, необходимо выбрать определенный режим, в котором будет осуществлятся данный вид деятельности. Этот режим зависит от материала, который предстоит прочитать, и от цели чтения. Рекомендуется классифицировать тексты, предназначенные для прочтения, в зависимости от цели чтения. В наиболее общем виде такая классификация выглядит следующим образом:
1) тексты, которые необходимо подробно изучить;
2) тексты, с которыми следует ознакомиться;
3) тексты, из которых нужно выбрать определенную информацию.
В связи с этим существует несколько точек зрения на классификацию способов чтения.
Андреев О. А. и Хромов Л. Н. в книге «Учитесь читать быстро» перечисляют пять способов чтения:
1) углубленное;
2) быстрое;
3) панорамное быстрое;
4) выборочное;
5) чтение-просмотр и чтение-сканирование.
Углубленное чтение. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Некоторые педагоги называют углубленное чтение аналитическим, критическим, творческим. Этот способ считается лучшим при изучении учебных дисциплин. Вы не просто читаете текст и выясняете непонятные места, а, основываясь на своем знании, опыте, рассматриваете вопрос критически, творчески, находите сильные и слабые стороны в объяснениях, даете самостоятельное толкование положениям и выводам, что позволяет легче запомнить прочитанный материал, повышает активность на занятиях. Таким способом читаются учебники, тексты по незнакомой, сложной теме.
Быстрое чтение. Этот способ достаточно подробно разбирался выше. Быстрое чтение в тех случаях, когда оно достигает совершенства, частично переходит в углубленное чтение.
Панорамное быстрое чтение. Это результат дальнейшего совершенствования техники быстрого чтения. Используя специальные тренировочные упражнения со стереотаблицами, учащийся добивается существенного увеличения оперативного поля зрения. Возникает эффект так называемой фузионной дивергенции, т. е. разведение зрительных осей глаз. За счет этого повышается скорость чтения и качество усвоения прочитанного.
Выборочное чтение. Это разновидность быстрого чтения, при котором избирательно читаются отдельные разделы текста. Читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Метод выборочного чтения очень часто используется при вторичном чтении книги после ее предварительного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы книги листаются до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно.
Чтение ‑ просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым, несмотря на его простоту, владеют немногие.
Сканирование ‑ быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Как показали эксперименты, человек, читающий быстро, выполняет этот поиск в два-три раза быстрее читающего традиционно. Развивая и тренируя зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, ему удается при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть нужные сведения.
Поварнин С. И. в книге «Как читать книги» делит способы чтения на группы:
Первая группа.
А. Можно «перелистать книгу».
Б. Можно «просмотреть», «пробежать» ее. При этом умелый читатель схватывает только наиболее существенное вообще или наиболее важное для него: главные мысли, факты и т. д.
В. Есть медленное, неполное чтение, «выборочное»: читают не бегло, основательно, но с пропусками.
Г. Есть чтение полное, без пропусков, но и без особой работы над материалом.
Д. Наконец, можно читать книгу «с проработкой» ее содержания. Этот способ вместе с тем есть лучшая школа чтения. Кто не читал и не умеет читать с проработкой, тот никогда не достигнет той степени умения читать вообще и хорошо просматривать книгу, какая доступна ему по его способностям.
Вторая группа. Существует пассивное и активное чтение. При пассивном чтении мы совсем как бы отдаемся на волю автора. Ни критики, ни даже отчетливой оценки. Мы просто переживаем его мысли, чувствования, образы; сливаемся на время с его личностью, смотрим его глазами, углубляемся в его переживания. Живем в его мире, на время забывая о себе, о своем «я». Кто любит стихи, тот пусть вспомнит, как он читает любимое стихотворение любимого автора. При активном чтении, наоборот, наше «я» постоянно сознает себя, оценивает мысли автора, соглашается с ними, критикует их, перерабатывает по-своему, делает выводы и т. д. Типичный случай ‑ чтение статьи, противоречащей нашим взглядам.
Третья группа. Поверхностное и углубленное чтение.
В качестве примера автор приводит следующее сравнение: «Представим себе бочку с водой. Если мы на недолгое время вложим в воду конец палки и станем кружить ею, у поверхности вода придет в движение, но не глубже. Опустим палку далее, продолжая кружить ею, и более значительная часть воды задвигается. Если мы опустим палку до дна ‑ вся вода скоро придет в движение. Это грубое сравнение несколько иллюстрирует разницу между поверхностным и углубленным чтением. Чем больше элементов душевной жизни вовлекается в работу при чтении, чем более устанавливается связей между тем, что мы читаем, и тем, что уже имеется в сознании и чувствах, тем чтение глубже. В результате глубокого чтения содержание книги должно «усвоиться» нами, стать «своим», стать составной частью в содержании нашей личности, поскольку мы с ним согласны. Таким образом хорошо «усвоенная» книга может определить известную сторону личности и ‑ поскольку эта сторона проявляется в действии ‑ самую деятельность человека. Известны случаи, когда глубоко прочитанная, продуманная и прочувствованная книга определяла всю жизнь человека. Поверхностное же чтение сопровождается минимальной душевной работой, ‑ часто ровно настолько, сколько требуется, чтобы кое-как понять, о чем идет речь. Об «усвоении», конечно, тут не может быть и речи».
Стратегия чтения представляет собой определенные приемы работы с текстом, группу действий и операций, применимых для полноценного освоения содержания текста на каждом этапе чтения.
Чтение включает в себя четыре этапа:
1) этап ориентировки, когда читатель решает, с какой целью он берется за письменный текст, в каких условиях предстоит читать;
2) этап планирования, когда с учетом целей, места, времени и других условий читающий определяет способ и вид чтения;
3) этап исполнения деятельности, на котором реализуется план и осуществляется смысловое восприятие текста;
4) этап контроля, когда происходит самоанализ результатов чтения, осознание того, достигнуты ли коммуникативные цели, а если нет, то почему.
Как сказал Поварнин С. И.: «Идеальный читатель должен одинаково совершенно владеть всеми способами чтения и легко приспособляться к любой цели чтения. Для изучения какой-нибудь книги он станет читать ее полным чтением, активным, углубленным, с проработкой. Эти же способы требуются при чтении основных книг для самообразования. При чтении газеты всегда требуется уменье просматривать, но кое-что в ней приходится часто и читать неполным или полным чтением. Наконец, изредка и в газете попадается ‑ особенно для специалиста ‑ и такой материал, который полезно или даже необходимо прочитать с проработкой, с выписками и т. д. Но каким бы способом он ни читал, его чтение будет отчетливым, т. е. он будет иметь отчетливое представление о том, что он прочел, а не туманное и расплывчатое. Отчетливое чтение ‑ обязательное условие хорошего чтения».
Список информационных ресурсов:
1. Андреев, О. А. Учитесь быстро читать [Электронный ресурс] / О. А. Андреев, Л. Н. Хромов. - Режим доступа : http://bookap.info/razvit/andreev_uchites_bystro_chitat/
2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : Пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов. – М. : Просвещение. – 2010.
3. Поварнин, С. И. Как читать книги [Электронный ресурс] / С. И. Поварнин – Режим доступа : https://masterskietexta.livejournal.com/tag/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BD