Необходимость разработки методических рекомендаций «Введение вопросов олимпийской тематики в содержание учебных программ по физической культуре для 5-9 классов» вызвана с включением модулей олимпийской тематики в содержание общеобразовательных предметов основной школы.

Рекомендации составлены на основании приказов Министерства образования и культуры Тульской области № 709 от 24.10.2011г. «О внедрении системы олимпийского образования в общеобразовательные учреждения Тульской области» и комитета по образованию и науке администрации МО г. Новомосковск №283-Д от 11.2011г. «О внедрении системы олимпийского образования в муниципальные общеобразовательные учреждения».

При разработке методических рекомендаций использовались материалы модулей по олимпийской тематике, разработанные АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» совместно с АНО «Российский международный олимпийский университет». Информацию о модулях можно найти на официальном сайте АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» по адресу:http://sochi2014.com/games/education.

Методические рекомендации предназначены в помощь администрации и учителям физической культуры ОУ по введению вопросов олимпийской тематики в содержание предмета.

Примерный перечень вопросов олимпийской тематики для включения в содержание учебных программ по физической культуре основной школы

5 класс

  1. История олимпийских игр. Олимпионики.
  2. Олимпийские символы. Олимпийский девиз.
  3. Олимпийский флаг. Олимпийский огонь.
  4. Олимпийские клятвы.

6 класс

  1. Как проводятся олимпийские игры.
  2. Олимпийская атрибутика: эмблемы, талисманы, девиз, клятва.
  3. Культура поддержки команд. Формирование команд по черлидингу.
  4. Честность и благородство олимпийских спортсменов.

7 класс

  1. Спортивные ритуалы в различных видах спорта.
  2. Церемония открытия олимпийских игр.
  3. Церемония закрытия олимпийских игр. Олимпийские награды.
  4. Спортивное волонтерство.

8 класс

  1. Олимпийские летние виды спорта.
  2. Олимпийские зимние виды спорта
  3. Общие правила организации судейства спортивных соревнований.
  4. ФэйрПлэй – правила честной игры.

9 класс

  1. Олимпийская хартия. Основополагающие принципы олимпизма.
  2. Структура олимпийского движения: МОК, НОК, международные и национальные федерации.
  3. Психологический аспект спортивных достижений. Роль победы в спорте. Болельщик как часть победы.
  4. Допинг, его разновидности. Пагубность принятия допинга для здоровья. Антидопинговая комиссия: цели, задачи.
  5. Паралимпийское движение.

Примерные разработки уроков по физической культуре с включением вопросов олимпийской тематики, предлагаемые в проекте учебно-методического комплекса «Физическая культура» для основной школы департаментом образования АНО «Оргкомитет «Сочи 2014»

 Урок физической культуры в 5 классе «История олимпийских игр. Эстафета»

Цели урока:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
  • Обучить разновидностям бега, бег с предметами, передача эстафеты.

Развивающие:

  • Развивать умения работать с текстом, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения;
  • Развивать ловкость, координацию движений, скоростно-силовых качеств и выносливости.

Воспитательные: продолжить воспитание нравственных, волевых и эстетических качеств, развитие командного духа.

Оборудование: спортивный зал, гимнастические скамейки, мячи для волейбола, футбола, скакалки, теннисные мячи, гимнастические палки, эстафетные палочки, обручи.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание урока

Дозировка

Методические указания

Вводный этап

Приветствие.

Учитель: это событие играло важную роль в истории Древней Греции. Когда оно случалось, то прекращались все войны и столкновения. Для участия в нем съезжались жители всей Греции. Посвящалось это событие главному богу древних греков – Зевсу и проходило у храма, построенного в его честь. Наследие древних греков использует и нынешнее поколение людей. Это событие связано со спортивными состязаниями, проходит 1 раз в 4 года, а в 2014 году – пройдет в нашей стране в городе Сочи. Ну, что, догадались?

Учитель: настало время узнать как награждали победителей Олимпиады. В пятый, заключительный день, перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды. Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды.

Учитель: в Олимпию, расположенную в Южной Греции, съезжались сотни участников и тысячи зрителей изо всех полисов Греции, включая колонии. Первые олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. От этой даты греки вели свое летоисчисление. Но что же послужило причиной их появления?

В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых детей проглотил жестокий отец. Но вот у Реи родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Не заметив обмана, Крон проглотил камень, а когда Зевс возмужал, он опоил отца волшебным зельем, благодаря которому Крон изрыгнул проглоченных им детей. Затем между ними и их отцом началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии. А кто же был их участником?

В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник. Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина. Как вы думаете, что произошло с этой женщиной?

Почти за год до начала Олимпийских игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своем родном городе. День за днем 10 месяцев подряд неустанно упражнялись атлеты. А ровно за месяц до открытия Игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участниками Игр обычно становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами.

Учитель:

Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Следующие три дня отводились состязаниям. В последний пятый день подводились итоги и награждались победители. Большинство состязаний проходили на стадионе. Места зрители занимали с ночи.

Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: «Слава победителю!». Наградой за победу служил венок из дикой оливы, победителя ставили на бронзовый треножник и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо славы для себя лично, прославлял еще и свое государство, которое предоставляло ему за это разные льготы и привилегии. По возвращении домой ему устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными способами.

А теперь о видах спорта, в которых соревновались древние греки:

·                    Бег на стадию (192 метра);

·                    Двойной бег (на две стадии, 384 метра);

·                    Долгий бег (на семь стадий, 1344 метра);

·                    Бег в полном вооружении (бег гоплитов - в шлеме, поножах и со щитом на две стадии);

·                    Борьба;

·                    Панкратион;

·                    Бокс;

·                    Пентатлон, пятиборье (бег на стадию, метание диска, метание копья, прыжок в длину, борьба).

Как видим, основным видом был бег. На нем мы и построим сегодняшнее занятие. Вам предстоит соревноваться в эстафете, основным элементом которой будет бег – главный олимпийский вид спорта.

Подготовительный этап

Построение. Расчет.

ОРУ:

- равномерный бег,

- передвижение по залу приставным шагом правым и левым боком,

- бег вприпрыжку с одновременным вращением руками вперед и назад,

- наклоны вперед в движении,

- передвижение в полуприседе,

- прыжки полном приседе,

- выпады вперед и в сторону,

- отжимание в упоре лежа

6-8 мин.

Обратить внимание на здоровье учащихся, форму одежды, особое внимание обратить на технику безопасности во время эстафет и при передаче эстафетной палочки.

Общеразвивающие упражнения на все группы мышц в движении.

По окончании разминки разделить класс на две или более команды для проведения основной части.

Основной этап

Бег: одновременно вся команда стартует и бежит до ограничителя и обратно в колонну по одному, финиш по последнему;

- старт по одному с передачей эстафетной палочки;

- перенос двух волейбольных мячей;

- бег змейкой с передачей эстафетной палочки;

- прыжки через скакалку, обратно бег;

- ведение мяча обручем;

- бег с пробеганием через обруч;

- ведение баскетбольного мяча;

- ведение баскетбольного мяча с попаданием в цель;

- встречная эстафета.

1-2 мин.

20 мин.

Перед началом эстафет предлагается командам выбрать капитана, придумать название и нарисовать эмблему.

Занятие проводится в форме соревнований. По итогам каждой эстафеты начисляются каждой команде баллы, определяются победители.

Команды делятся на две равные группы, которые встают друг напротив друга для встречной эстафеты.

Заключительный этап

Построение учащихся.

Подведение итогов, определение победителей.

Домашнее задание: придумать талисман команды.

1-2 мин.

Выполнить упражнение на внимание.

 

Урок физической культуры в 6 классе «Баскетбол»

Цели:

Обучающие:

  • Обучить правильному проведению матча по баскетболу;
  • Обучить правилам черлидинга.

Развивающие:

  • Продолжить развивать ловкость, скоростно-силовые, волевые и эстетические качества.

Воспитательные:

  • Продолжить воспитание нравственных, волевых и эстетических качеств;
  • Развивать умения работать в коллективе.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Содержание урока

Дозировка

Методические указания

Вводная часть

Построение. Расчет.

Сообщение темы и задач урока. Деление класса на две команды, равномерно распределив в командах мальчиков и девочек.

1-2 мин.

Обратить внимание на здоровье учащихся, форму одежды, ТБ при работе с мячами.

Подготовительный этап

Разминка:

- равномерный бег,

- круговые вращения руками в движении,

- попеременные вертикальные махи руками в движении вприпрыжку,

- наклоны вперед, и.п. ноги скрестно,

- боковые выпады,

- бег приставным шагом, левым и правым боком,

- бег скрестным шагом, левым и правым боком,

- бег спиной вперед,

- челночный бег,

- ведение мяча одной рукой,

-передача мяча в парах,

- броски в корзину после ведения.

2-3 мин.

30 сек

30 сек.

8-12 раз

8-12 раз

30 сек.

30 сек

1 мин.

2-3 мин

2-3 мин

Баскетбольная разминка проводится на разных половинах зала в командах.

Перед проведением упражнения команды строятся фронтом в одну шеренгу.

Основной этап

Учебная игра.

В первой 6-минутке соревнуется половина команды, составленная из мальчиков, во второй 6-минутке соревнуются девочки. После перерыва на площадку снова выходят мальчики.

Черлидинг.

Группа поддержки команд в перерыве и тайм-аутах демонстрирует заранее подготовленные упражнения

2×12 мин. с трехминутным перерывом

Перед игрой команды придумывают название и выбирают капитана. Во время игры запасные команды, получив методические рекомендации учителя, поддерживают команды.

Капитан команды имеет право использовать право брать тайм-аут для корректировки действий.

Заключительная часть

Построение учащихся. Подведение итогов.

Релаксация.

1-2 мин.

Проверить пульс.

Объявить команду-победителя.

Отметить лучшую и более организованную поддержку команд.

 

Урок физической культуры в 7 классе «Мини-футбол»

Цели:

Обучающие:

  • обучить навыкам игры в мини-футбол, технике и тактике игры;
  • усвоить различия в правилах игр футбола и мини-футбола;
  • познакомить с правилами честной игры.

Развивающие:

развивать ловкость, скоростно-силовые качества.

Воспитательные:

  • воспитание нравственных, волевых и эстетических качеств,
  • развитие умений играть в команде.

Оборудование: площадки для мини-футбола, мячи футбольные.

Этапы урока

Содержание урока

Дозировка

Методические указания

Подгото-вительный этап

Знакомство со спортивной игрой – мини-футбол.

Различия в правилах игры в футбол и мини-футбол.

Правила «Честной игры». Основные правила честной игры.

2 мин.

3 мин.

История развития мини-футбола.

Пример: во время чемпионата Европы по футболу футболист Игорь Численко, после свистка арбитра о взятии ворот, подошел и признался в том, что мяч прошел в ворота с другой стороны сетки.

Основной этап

Обучение технике перемещения, стойке футболиста.

Учебная игра с объяснением различий в правилах мини-футбола и футбола.

15 мин.

12 мин.

При каждом шаге касаться внутренней частью подъема поочередно правой и левой ногой.

Во время учебной игры учитель берет тайм-ауты для объяснения основных правил и тактических действий команд.

Заключи-тельный этап

Построение учащихся.

Подведение итогов.

1-2 мин.

Проверить пульс

 

В рабочий блокнот учителя физической культуры

ФэйрПлэй – кодекс спортивной чести [2]

В переводе с английского ФэйрПлэй означает справедливая (а лучше сказать – честная) игра. ФэйрПлэй – это принципы, которых должны придерживаться спортсмены, тренеры, болельщики и все, кто связан со спортом. Главные из них:

  • уважение к сопернику;
  • уважение к правилам и решениям судей – принимать все решения судей и оспаривать их корректно в отдельном порядке;
  • допинг и любое искусственное стимулирование не должны влиять на результаты;
  • равные шансы – все спортсмены на старте соревнований могут одинаково рассчитывать на победу;
  • самоконтроль спортсмена – сдерживая свои эмоции, уметь адекватно воспринимать любой исход поединка.

Для поощрения справедливого поведения спортсменов в последнее время стали широко использоваться различные награды. Прежде всего, это делает Международный комитет ФэйрПлэй.

Одна из них называется «Трофей Пера де Кубертена за благородный жест». Ею ежегодно награждают одного из спортсменов за благородный поступок, часто связанный с отказом от незаслуженно достигнутой победы. Другая награда – «Трофей Жана Боротро за соблюдение принципов справедливости на протяжении спортивной карьеры». Ее присуждают спортсмену, который уже перестал выступать на соревнованиях, но в течение всей своей жизни в спорте демонстрировал на соревнованиях дух спортивного благородства. По предложению Российского комитета ФэйрПлэй в 1993 году приз «за карьеру» присужден лыжнице Раисе Сметаниной.

«Трофей Вилли Дауме» (организатора Олимпийских игр в Мюнхене) присуждается специалистам за пропаганду ФэйрПлэй.

Подобные награды вручает не только Международный комитет честной игры, но и комитеты ФэйрПлэй ряда стран.

С 1991 года награды за справедливость в спорте присуждает Олимпийский комитет России. Среди лауреатов – трехкратный олимпийский чемпион борец Александр Карелин; альпинистка Екатерина Иванова; легкоатлет Андрей Перлов; чемпионка Европы по стрельбе из лука Елена Тутатчикова; фехтовальщик Станислав Поздняков; олимпийская чемпионка по прыжкам на батуте Ирина Караваева и др.

Олимпийская хартия[2]

Олимпийская хартия – это свод законов, по которым живет олимпийское движение.

Современная Хартия, принятая в 1991 году, открывается Основополагающими принципами, за которыми следуют пять разделов.

Первый посвящен основным принципам и организации олимпийского движения, его участникам, их взаимодействию, олимпийским символам, эмблемам, флагу, олимпийскому огню.

Второй – о Международном олимпийском комитете, принципах формирования, порядке его работы, правах и обязанностях.

Третий – о международных спортивных федерациях – высших органах управления развитием видов спорта.

Четвертый посвящен национальным олимпийским комитетам.

Пятый раздел – о самих Олимпийских играх: правилах допуска к ним спортсменов, программе Игр и порядке их проведения.

Олимпийские знаки, символы, награды[2]

Олимпийским символом является пять переплетенных колец. Они олицетворяют единство спортсменов пяти континентов земного шара. В Хартии указано, что три верхних кольца идут слева направо в таком порядке: синее, черное, красное, а внизу желтое и зеленое.

Национальные олимпийские комитеты имеют свои эмблемы. Но обязательная основа – пять колец. Например, эмблема Олимпийского комитета России – пять олимпийских колец и изображение трехцветного языка пламени: белого, синего и красного – это цвета государственного флага Российской Федерации.

Олимпийский девиз: «СИТИУС, АЛЬТИУС, ФОРТИУС» («БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ»). Слова эти принадлежат французскому священнику Анри Дидону.

Олимпийский флаг[2]

Олимпийский флаг предложен Пьером де Кубертеном: на белом атласном полотнище размером два на три метра олимпийский символ – пять разноцветных колец. Белое поле флага дополняет идею дружбы всех без исключения наций Земли.

Впервые этот флаг появился не на Олимпийских, а на Панъегипетских играх 5 апреля 1914 года. Эти игры проводились под покровительством МОК. А на олимпийских соревнованиях флаг был впервые поднят в 1920 году.

При закрытии Игр представитель города, проводившего их, передает флаг президенту МОК. А тот, в свою очередь, вручает полотнище мэру города, который становится хозяином будущих Игр.

Священный огонь[2]

Традиция зажигать олимпийский огонь на стадионе взяла свое начало в 1928 году, на Играх в Амстердаме. А на зимних Играх это произошло в 1952 году в Осло.

Эстафета олимпийских факелов, первый из которых вспыхивает в Олимпии, впервые состоялась в 1936 году.

Зажженный огонь день и ночь несут факелоносцы – в дождь, снегопад, штормовой ветер. Вместе с главным факелом зажигают несколько запасных. Их огонь хранится в специальных лампах.

Последний круг по дорожке олимпийского стадиона обычно предоставляется одному из наиболее известных спортсменов страны, где проводятся Олимпийские игры. На Играх в Москве огонь зажег Сергей Белов, знаменитый баскетболист, чемпион мира, олимпийский чемпион.

Олимпийские клятвы[2]

Олимпийские клятвы – их две. Первая от имени участников. Текст ее предложил Пьер де Кубертен: «от имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд».

Вторая – клятва спортивных арбитров. Она появилась на Играх-68 в Мехико, и предложил ее Олимпийский комитет России: «от имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности во время этих Олимпийских игр со всей беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся в подлинно спортивном духе».

Впервые на Олимпийских играх в Мехико появился талисман. Им стал ягуар – любимое животное в Мексике.

Через четыре года в Мюнхене появился новый талисман – такса Вальди. В Монреале талисманом стал традиционный житель канадских лесов – бобр.

Талисманом олимпийских игр в Москве был медведь Миша, нарисованный московским художником В.А. Чижовым.

Традиция олимпийского талисмана продолжается: в Лос-Анджелесе – орленок, Сеуле – тигренок Ходори. На зимних Играх в Лиллехаммере – изображение мальчика и девочки, на Играх в Атланте – сказочное существо Иззи.

ПЬЕР ДЕ КУБЕРТЕН [3]

ПЬЕР ДЕ ФРЕДИ, барон ДЕ КУБЕРТЕН – основатель Олимпийских игр современности. Родился 1 января 1863 года. Его далекие предки – выходцы из Италии.

Пьер рос любознательным мальчиком. Рано научился читать и писать. Старался подражать отцу – отец его был художником. В доме, очень богатом и знатном, царила атмосфера мира и счастья. Будущий основатель Олимпийских игр очень любил природу. Много лет спустя, читая Жан-Жака Руссо, Кубертен особо отметит мысль великого просветителя и педагога о том, что воспитывать ребенка надо на лоне природы. В общении с природой видел залог не только здорового организма, но и здорового образа мыслей. От карьеры военного он наотрез отказался, несмотря на то, что в те времена она была привилегией лишь знати.

Пьер поступает на философский факультет Сорбонны. Много читает книг по истории, педагогике, становится ежедневным посетителем Лувра, где коллекция античных памятников пользовалась всемирной славой. В залах Лувра Пьер все чаще задумывается над тем, как в далекие времена люди добивались такой гармонии тела.

От «Школьных годов Тома Брауна» – книги, будоражившей его юношеское воображение, – Пьер переходит к трудам известного английского педагога Томаса Арнольда, который значительное место в воспитании отводил спорту. Спорт, приходит к выводу Пьер де Кубертен, делал древних греков физически совершенными,  выносливыми. Необходимо вернуть спорт в систему воспитания. Сам же Пьер делил свои спортивные привязанности между верховой ездой и греблей, боксом и фехтованием. В это время он посещает Англию, где знакомится с системой физического и умственного воспитания. Его поражает эта система. Он еще больше верит в чудодейственную силу спорта как метода воспитания.

Кубертен с блеском оканчивает университет и отправляется в Олимпию. В первый же вечер после возвращения в Париж, Пьер сказал своим друзьям: «Сегодня мы сетуем на то, что спорт недоступен массам. А вот бы нам организовать такие соревнования, как некогда в Олимпии! Ведь это был бы прекрасный стимул для развития спорта». Всю свою жизнь Пьер де Кубертен стремился к тому, чтобы спорт служил высоким целям мира и дружбы между народами и способствовал воспитанию нравственности, духовной и физической красоты человека. Девизом его жизни стали его же слова: «О, спорт! Ты – мир!»

Умер Пьер Кубертен 2 сентября 1937 года в Женеве. В Олимпии, где впервые зародились Олимпийские игры, стоит стела Кубертена.

 

Литература

  1. Исаев, А. А Олимпийская педагогика – система, процесс и метод воспитания (модельные характеристики) / А. А.Исаев. – Режим доступа. - http://skimag.nm.ru/publish/Lib0245.htm.
  2. Родиченко, В. С. Твой олимпийский учебник : Учебное пособие для учреждений образования России / В. С. Родиченко. – М. : Физкультура и спорт, 2004.
  3. Пельменев, В. К. История физической культуры : Учебное пособие / В. К. Пельменев, Е. В. Конева. – Калининград, Калининградский университет, 2000.

 

Информацию предоставила О.В. Бокарёва, методист МКОУДО «ИМЦ».