- Речь – специфическая функция человека, возникшая в процессе
общественного труда, как средство общения между людьми. Речевая деятельность проявляется во внутренней и внешней речи, с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям. Внешняя речь делится на устную и письменную.
- В Федеральной целевой программе «Русский язык» отмечается, что «для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии русского языка. Возникли серьезные трудности в преподавании русского языка в школах».
Проблема диагностики и коррекции причин трудностей в обучении, развитии речи младших школьников общеобразовательных учреждений особенно актуальна на современном этапе.
По данным различных авторов, от 20 до 40 процентов детей, поступающих в 1-й класс, имеют предрасположенность к нарушениям письма и чтения, то есть в речевом плане не готовы к обучению. Психологи определили, что на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успешность обучения гораздо сильнее, чем воздействие остальных факторов. Этот фактор или условие – речевая готовность.
- Критерии оценки речевой готовности.
К моменту поступления ребенка в 1-й класс должны быть сформированы
следующие предпосылки овладения письмом и чтением:
- Ребенок правильно произносит звуки родного языка.
- Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
- Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, ответить на вопрос.
- Правильно использует предлоги, союзы.
- У ребенка сформированы падежные окончания и грамматический строй речи.
- Ребенок может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
- В речи нет запинок и нарушений темпа.
- Основные направления работы.
Работа по преодолению нарушений речи, предупреждению и исправлению нарушений письма проводится поэтапно. Первый этап – диагностический, второй – коррекционный, третий – оценочный.
Диагностика осуществляется по примерной схеме:
- Сбор анкетных данных.
- Составление анамнеза.
- Определение состояния произношения и исследование умения воспроизводить звукослоговую структуру слова.
- Исследование состояния ручной моторики.
- Исследование речевой моторики.
- Исследование фонематического восприятия и представлений.
- Исследование зрительно-пространственных функций.
По итогам ежегодных обследований учащихся 1-х классов можно выделить наиболее часто встречающиеся нарушения, а именно: несформированность звуковой речи, бедность словарного запаса, нарушения в грамматическом оформлении речи, неумение дифференцировать существенные признаки предметов, недостаточное сформированное фонематическое восприятие и представление, слабо развитые графомоторные навыки.
Коррекционная работа заключается в формировании звукопроизношения, развитии фонематического слуха, расширении активного словаря, развитии познавательных процессов, памяти, внимания; формировании связной речи (все виды пересказов и др.); развитии графомоторных навыков.
В рамках оценочного этапа определяется эффективность коррекционной работы, проводится проверка навыков письма и анализ письменных работ учащихся.
Перечисленные этапы логопедической работы в школе на начальном этапе и при переходе в среднее звено реализуются в тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями, учителями и психологами.
Однако есть определенный процент детей, у которых при переходе в среднее звено отмечается дизорфография – нарушения в овладении орфографическими знаниями и умениями. В анамнезе этих детей отмечается органическая патология речи, неврологическая симптоматика (минимальные мозговые дисфункции, энцефалопатия). Часто причина таких отклонений заключается в наличии неблагоприятной для ребенка речевой среды, например, существование двуязычия в семье. В данных случаях рекомендуется проведение дополнительных занятий по русскому языку.
Литература:
1. Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе [Текст] / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская – М. : ТЦ «Сфера», 2005. – 192 с.
2. Кобзарева, Л.Г. Ранняя диагностика в нарушении чтения и его коррекции [Текст] / Л. Г. Кобзарева, Т. И. Кузьмина. – Воронеж : ТЦ «Учитель», 2001. – 57 с.
3. Мазанова, Е.В. Дисграфия, обусловленная нарушением анализа и синтеза : Начальное обучение [Текст] / Е. В. Мазанова. – М. : Аквариум, 2006. – 53 с.
4. Фуреева, Е.П. Нарушение речи школьников [Текст] / Е. П. Фуреева, Е. В. Шипилова, О.В. Филиппова. – Ростов – на-Дону : Феникс, 2006. – 203 с.
Материал подготовила М.А. Лукьянова, учитель-логопед Центра ПМСС «Преображение» г. Тулы;
материал предоставила Л.В. Мотылёва, методист-логопед МОУДО «ИМЦ».