•  Речь – специфическая функция человека, возникшая в процессе

общественного труда, как средство общения между людьми. Речевая деятельность проявляется во внутренней и внешней речи, с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям. Внешняя речь делится на устную и письменную.

  • В Федеральной целевой программе «Русский язык» отмечается, что «для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии русского языка. Возникли серьезные трудности в преподавании русского языка в школах».

Проблема диагностики и коррекции причин трудностей в обучении, развитии речи младших школьников общеобразовательных учреждений особенно актуальна на современном этапе.

По данным различных авторов, от 20 до 40 процентов детей, поступающих в 1-й класс, имеют предрасположенность к нарушениям письма и чтения, то есть в речевом плане не готовы к обучению. Психологи определили, что на успеваемость влияют более 200 факторов, но существует фактор номер один, воздействие которого на успешность обучения гораздо сильнее, чем воздействие остальных факторов. Этот фактор или условие – речевая готовность.

  • Критерии оценки речевой готовности.

К моменту поступления ребенка в 1-й класс должны быть сформированы

следующие предпосылки овладения письмом и чтением:

  • Ребенок правильно произносит звуки родного языка.
  • Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
  • Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, ответить на вопрос.
  • Правильно использует предлоги, союзы.
  • У ребенка сформированы падежные окончания и грамматический строй речи.
  • Ребенок может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
  • В речи нет запинок и нарушений темпа.
  • Основные направления работы.

Работа по преодолению нарушений речи, предупреждению и исправлению нарушений письма проводится поэтапно. Первый этап – диагностический, второй – коррекционный, третий – оценочный.

Диагностика осуществляется по примерной схеме:

  • Сбор анкетных данных.
  • Составление анамнеза.
  • Определение состояния произношения и исследование умения воспроизводить звукослоговую структуру слова.
  • Исследование состояния ручной моторики.
  • Исследование речевой моторики.
  • Исследование фонематического восприятия и представлений.
  • Исследование зрительно-пространственных функций.

По итогам ежегодных обследований учащихся 1-х классов можно выделить наиболее часто встречающиеся нарушения, а именно: несформированность звуковой речи, бедность словарного запаса, нарушения в грамматическом оформлении речи, неумение дифференцировать существенные признаки предметов, недостаточное сформированное фонематическое восприятие и представление, слабо развитые графомоторные навыки.

Коррекционная работа заключается в формировании звукопроизношения, развитии фонематического слуха, расширении активного словаря, развитии познавательных процессов, памяти, внимания; формировании связной речи (все виды пересказов и др.); развитии графомоторных навыков.

В рамках оценочного этапа определяется эффективность коррекционной работы, проводится проверка навыков письма и анализ письменных работ учащихся.

Перечисленные этапы логопедической работы в школе на начальном этапе и при переходе в среднее звено реализуются в тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями, учителями и психологами.

Однако есть определенный процент детей, у которых при переходе в среднее звено отмечается дизорфография – нарушения в овладении орфографическими знаниями и умениями. В анамнезе этих детей отмечается органическая патология речи, неврологическая симптоматика (минимальные мозговые дисфункции, энцефалопатия). Часто причина таких отклонений заключается в наличии неблагоприятной для ребенка речевой среды, например, существование двуязычия в семье. В данных случаях рекомендуется проведение дополнительных занятий по русскому языку.

Литература:

1. Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе [Текст] / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская – М. : ТЦ «Сфера», 2005. – 192 с.

2. Кобзарева, Л.Г. Ранняя диагностика в нарушении чтения и его коррекции [Текст] / Л. Г. Кобзарева, Т. И. Кузьмина. – Воронеж : ТЦ «Учитель», 2001. – 57 с.

3. Мазанова, Е.В. Дисграфия, обусловленная нарушением анализа и синтеза : Начальное обучение [Текст] / Е. В. Мазанова.  –  М. : Аквариум, 2006. – 53 с.

4. Фуреева, Е.П. Нарушение речи школьников [Текст] / Е. П. Фуреева, Е. В. Шипилова, О.В. Филиппова. – Ростов – на-Дону : Феникс, 2006. – 203 с.

 

Материал подготовила М.А. Лукьянова, учитель-логопед Центра ПМСС «Преображение» г. Тулы;

материал предоставила Л.В. Мотылёва, методист-логопед МОУДО «ИМЦ».