ОБЩЕНИЕ

Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми.

Первое, что бросается в глаза – чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования, до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Второе – нестандартность поведения и отсутствие всяких правил и приличий при общении со сверстниками.

Что даёт ребёнку такое странное поведение?

  • Нерегламентированность общения младших дошкольников позволяет ребёнку проявить свою инициативу и оригинальность, своё самобытное начало.
  • Приносит уверенность в себе, яркие, радостные эмоции.
  • Ни с чем не сравнимые ощущения своего сходства с другими.
  • Утверждение себя, самовыражение себя с получением эмоционального отклика от партнёра.

Общение малышей целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от того, что делает другой ребёнок и что у него в руках. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию общения детей может разрушить их взаимодействие - они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него, т. к. ИГРАТЬ ВМЕСТЕ в игрушки малыши  ещё не умеют. Сверстник ещё не играет существенной роли в жизни младших дошкольников. Хотя его присутствие повышает общую эмоциональность и активность ребёнка.

РЕКОМЕНДАЦИИ

для организации взаимодействия детей 2 - 3 лет

  • Подбор игр, в которых дети действуют одинаково и одновременно. Это многочисленные хороводные игры, а также игры в любых зверюшек, где малыши вместе скачут, квакают, чирикают и т. д.
  • Отказ от соревновательного, конкурентного начала в играх и занятиях детей.
  • Отказ от использования в массовых играх игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание малыша на сверстников.

Старайтесь вначале свести к минимуму в качестве средств общения

речевое взаимодействие детей, а использовать условные сигналы,

выразительные движения, мимику, жесты,  а также специальные

игры, которые нетрудно организовать с несколькими детьми.

  • Старайтесь преодолевать отчуждённую позицию ребёнка в отношении к сверстникам, разрушая защитные барьеры, отгораживающие детей друг от друга, т. к. страх, что тебя недооценивают, порождает стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя, полное игнорирование окружающих.
  • Проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчёркивать в другом только хорошее. Если сразу ребёнок не включается в общую игру, пусть будет наблюдателем или просто молчит. Внимание и признание сверстников рано или поздно вызывает у проблемных детей ответную реакцию.
  • Научите ребят правильно воспринимать сверстников – их движения, действия, слова с помощью игр, направленных на «уподобление». Таких как, «Эхо», «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем» и т. п.
  • Организовывайте игры на выражение помощи и поддержки другим – салочки, в которых можно спасти сверстников, помочь беспомощной кукле, уступить дорогу на «узкой тропинке» и т. п.
  • Совместную деятельность организовывайте сначала в парах, где двое детей вместе создают что-то общее, «По-секрету» от остальных.

 Общение дошкольников 4-5 лет

После 4 лет общение со сверстниками для ребёнка становится привлекательнее общения со взрослыми и занимает всё большее место в жизни ребёнка. Дошкольники уже совершенно сознательно выбирают общество сверстников. Предпочитают играть вместе. В 4-5 лет у ребёнка появляется потребность в признании и уважении сверстника.

Маленькому ребёнку необходима уверенность в том, что он самый любимый, самый хороший. Поэтому сверстник нужен для того, чтобы было с кем сравнивать себя. Но, испытывая потребность в признании и восхищении других, сами дети не хотят и не умеют выразить одобрение другому, просто не замечая их достоинств.

В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Реакции детей на оценку взрослого – кого он похвалит, кого поругает – становятся более острыми и эмоциональными. В этом возрасте ВОЗНИКАЮТ ТАКИЕ ТЯЖЁЛЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, КАК ЗАВИСТЬ, РЕВНОСТЬ, ОБИДА НА СВЕРСТНИКОВ.

            Таким образом, в данном возрасте дети оценивают и утверждают себя как обладателя определённых достоинств, которые важны не сами по себе, а в «глазах другого», а именно – сверстника. 

РЕКОМЕНДАЦИИ

для организации взаимодействия детей 4 – 5 лет

  • Главное содержание общения детей в середине дошкольного возраста – общее дело или деловое сотрудничество. Поэтому необходимо, учитывая этот фактор, организовывать ролевые игры.
  • Учить дошкольников согласовывать свои действия с учётом активности партнёра для достижения общего результата, исходя из выполнения своей роли.
  • Создавать условия для общей игры, сдвигая интересы ребёнка с самоутверждения к совместной с другими детьми деятельности, где главное – общий результат, а не его личные достижения.

К 6 – 7 годам у дошкольников значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Наряду с конкурентным, соревновательным началом, в общении постепенно обнаруживается  и умение видеть в партнёре не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты существования партнёра – его желания, предпочтения, настроение. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями.

К 6 годам появляется желание помочь сверстнику, подарить что-то или уступить в чём - то. Появляется СОПЕРЕЖИВАНИЕ сверстникам, как в их успешности, так и в неудачах. Именно в этом возрасте зарождаются ростки ДРУЖБЫ с внимания к другому сверстнику и заботы о нём.

В данном возрасте очень важно не пропустить того момента, когда проявляются негативные качества ребёнка в общении со сверстниками, а именно – проявления агрессивности, обидчивости, застенчивости.

КОГО ЛЮБЯТ И КОГО НЕ ЛЮБЯТ ДОШКОЛЬНИКИ

Уже в старшей группе ДОУ дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни из них становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие – менее. По результатам исследования, были определены качества, которыми должен обладать «популярный» дошкольник:

  • Такие дети не остаются равнодушными к действиям сверстника, проявляя интерес к тому, что он делает, т. е. эмоционально вовлечённые дети.
  • Популярные дети умеют сопереживать другим.
  • Популярные дети отвечали на просьбы сверстников, выслушивали их предложения, иногда поддерживали их и очень часто бескорыстно отдавали им то, что было нужно им самим.
  • И, даже будучи в позиции обиженного, популярные дети предпочитали разрешать конфликты мирным путём, не наказывая и не обвиняя других.

Таким образом, наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются не интеллект, не творческие способности, даже не организаторские способности и не общительность, а, прежде всего, доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность и т. п., т. е. те качества, которые называют нравственными.

 Материал предоставила О.М. Шишкова, заместитель директора

МОУДО «ИМЦ» по социально-психологическим вопросам.