Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Наиболее трудно приспосабливаются к ним дети в возрасте от 9 – 10 месяцев до 1 года 8 месяцев – 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться довольно устойчивые привычки, а возможности к их перестройке ещё нет.

После двух лет приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов.

Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них уже есть опыт общения с разными людьми.

Однако не следует забывать, что дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы.

Одни дети в первые дни пребывания в группе громко плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, заниматься, сопровождая всё бурным протестом. Но вот проходит два-три дня, и ребёнок успокаивается, у него восстанавливается аппетит, сон, он охотно общается с воспитателями и детьми.

Есть дети, которые в первые дни в детском саду внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную ему игрушку, но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребёнком – он с плачем бросается к ним.

Подобные дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Такое внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться очень долго.

Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребёнком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть.

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребёнок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребёнком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога – заслужить доверие ребёнка.

Для успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Педагогу, работающему с детьми раннего возраста, следует прежде всего любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях.

Детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, весёлое настроение и умение создать его у других, способность увлечённо играть, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.

Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребёнка с взрослым. В данный период нужны и индивидуальные и фронтальные игры, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребёнком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Воспитатель может провести несколько игр и упражнений, направленных на эмоциональную разрядку, знакомство детей друг с другом: «Приветствие», «Знакомство», «Комплименты», «Узнай по голосу», «Узнай по описанию», «Просьба» и т.д.

Педагог должен владеть арсеналом приёмов, затормаживающих отрицательные эмоции малышей. Он может предложить ребёнку игры с песком и водой, монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверствием на шнур), сжимание кистей рук (резиновые игрушки – пищалки, музыкальные игрушки), рисование фломастером, маркерами, красками, слушание негромкой, спокойной музыки, заняться смехотерапией.

Материал предоставила А.Н. Максимова, методист МОУДО «ИМЦ»