Профессиональное становление личности: кризисы развития

 

А.А. Тычинина, методист

МКУ «Методический центр»

Каждый человек, независимо от выбранной им профессии, проходит путь профессионального становления. Здесь он сталкивается с различными трудностями, сомнениями по поводу правильности выбора профессии, переживаниями относительно карьерного роста. Эти трудности называются кризисами. Многие из нас, переживающие такие периоды, не знают, что это временно и есть пути решения. Человек, неудовлетворенный своей работой, часто не понимает, почему вдруг эта неудовлетворенность наступила. Не имея представления о причинах кризиса, невозможно найти решение. Владея информацией о кризисных периодах, человек справляется с ними значительно эффективнее.

Э.Ф. Зеер, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, в книге «Психология профессий» описал факторы, инициирующие кризисы профессионального развития.

1. Неудовлетворенность своим положение, социальным статусом.

2. Физические и психологические возрастные изменения. Это может быть и ухудшение здоровья, и синдром эмоционального выгорания, и как следствие ‑ снижение работоспособности.

3. Социально-экономические изменения в жизни человека.

4. Назначение на новую должность.

5. Полная поглощенность профессиональной деятельностью. Сотрудники становятся одержимыми работой как средством достижения успеха и признания, часто нарушая при этом профессиональную этику.

6. Слишком высокий уровень компетентности, более высокий, чем требуется для выполнения данной работы.

7. Совершенствование способов выполнения деятельности.

Признаками профессиональных кризисов является следующее:

- потеря смысла в выполняемой деятельности;

- потеря «чувства нового»;

- преобладание негативных эмоций;

- раздражительность или апатия.

В психолого-педагогической науке не определено точное число кризисов профессионального становления личности. Н.С. Пряжников, доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, выделяет 4 кризиса:

- кризис профессиональной адаптации;

- кризис профессионального роста;

- кризис профессиональной карьеры;

- кризис профессиональной самоактуализации.

Кризис профессиональной адаптации переживается человеком в начале профессионального пути и связан с вхождением в новый коллектив. Во время этого кризиса в нем борются два желания: быть замеченным, чтобы его способности оценили по достоинству, с одной стороны, и желание обеспечить себе комфорт, хорошо взаимодействуя с коллективом, с другой.

Примерно в 23-25 лет переживается кризис профессионального роста. Он связан с осознанием того, что выбор профессии не является окончательным, занимаемая должность и работа не соответствуют ожидаемым возможностям и перспективам.

Следующий кризис – кризис профессиональной карьеры. Обычно он протекает на 30-м – 32-ом году жизни. В этом периоде отмечается недовольство своей профессией, все чаще возникают сомнения в правильности ее выбора.

Четвертый кризис – кризис профессиональной самоактуализации. Человек стремится к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, так называемый «поиск себя» в профессии. Может проявиться из-за сдерживания работой потребности в творчестве.

Если отношение личности к кризисам нейтрально, то это приведет к апатии, профессиональной пассивности. В этом случае человек ищет деструктивные пути преодоления кризиса; он стремится реализовать себя за пределами профессиональной деятельности: хобби, алкоголь, безделье и т.д. Это все не способствует развитию личности в профессиональном плане. Важно активизировать себя в профессиональной деятельности – повышение квалификации, поиск новых способов деятельности, смена места работы.

Знание психологических особенностей кризисов личности может существенно облегчить жизнь человека и способствовать развитию его карьеры. Порождая психическое напряжение, кризисы стимулируют профессиональное развитие личности.

Информационные ресурсы

1. Занковский, А. Н. Психология деловых отношений / А. Н. Занковский. – М. : Изд. центр ЕОАИ, 2008.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. – М. : Академический проект; Фонд «Мир», 2005.

3. Пряжников, Н. С. Активные методы профессионального самоопределения. Учебное пособие / Н. С. Пряжников. – М. : МГППИ, 2001.

4. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – пер. с англ. / Г. Шихи. – Спб. : «Ювента», 1999.