Методические рекомендации для социального педагога «Работа с семьями группы социального риска»

 

Г. Н. Воронцова, методист

МКУ «Информационно-методический центр»

Основные задачи социального педагога в работе с неблагополучными семьями укрепление взаимодействия с ними, использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности взрослых за воспитание детей, воздействие на состояние ребенка, корректировка его поведения.

Социальный педагог помогает родителям:

  • Осознавать позитивные и негативные события, происходящие в семье.
  • Увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации.
  • Учить преодолевать препятствия на пути достижения семейного благополучия.

Он ставит целью восстановить воспитательный потенциал семьи.

Выделяют три группы проблемных семей:

  1. Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
  2. Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родителей не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
  3. Семья, в которой дети безнадзорны по различным причинам: развод, раздел в семье, занятость родителей.

Памятка для социального педагога при работе с неблагополучными семьями

  1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
  2. Четко и ясно определите для себя, чего вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что ваши цели – это, прежде всего, их цели.
  3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый шаг.
  4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
  5. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные ростки достижений действий семьи.
  6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознавала услышанное.
  7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.
  8. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменить в соответствии нравственным нормам жизни.
  9. Не показывать, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективный линий» – от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
  10. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым.

Ни абсолютная твердость во что бы ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.

Работа с пьющими родителями ведется по трем направлениям:

  1. Медико-физиологическое направление осуществляется врачами, наркологическими психиатрами. Основное внимание уделяется пагубным последствиям наркомании и алкоголизма на личность в целом, на физическое и психологическое развитие человека, на влияние этих пороков на потомство, физическое наказание, травмирование психики детей в семьях пьющих родителей.
  2. Социально-педагогическое направление реализуется преимущественно школой совместно с другими учреждениями и организациями. Главная ее цель – раскрыть родителям и учащимся отрицательное влияние наркотиков и алкоголя на взаимоотношение между людьми, в том числе на семейные отношения, показать ущерб, который наркомания и пьянство наносят семье.
  3. Правовое направление имеет своей основной целью разъяснение последствий от действий и поведения лиц, находящихся в состоянии наркотического и алкогольного опьянения и их ответственности перед законом. Родители должны знать, что большая часть преступлений совершается именно в состоянии алкогольного или наркологического опьянения и что такое состояние не снижает вину за правонарушения и усугубляет ее.

Главная задача социального педагога – совмещать воспитательную работу с решением острых жизненных проблем семьи, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий.

Работа с малообеспеченными семьями

  • Выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений.
  • Оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставление возможных услуг, защита прав и т.п.
  • Оказание родителям помощи в трудоустройстве.

Работа с многодетными семьями

  • Выявление и учет многодетных семей.
  • Определение основных проблем и потребностей.
  • Представление информации о пособиях и социальных льготах.
  • Помощь членам семьи в трудоустройстве, в контактах с общественными организациями.
  • Помощь в решение проблем женщин – матери (психологическая поддержка).
  • Социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений.
  • Консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка.
  • Контроль использования выделенной детям материальной помощи.

Список использованных информационных источников

  1. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Ю. В. Василькова - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.
  2. Возмилова, Ю. А. Методические рекомендации социальному педагогу по профилактике девиантного поведения у подростков из неполных семей [Электронный ресурс] / Ю. А. Возмилова. – Режим доступа : https://www.yandex.ru/search/?lr=10830&clid=9403&oprnd=2511104607&text=%20http%3A%2F%2F открытыйурок.рф%2Fстатьи%2F532078%2F
  3. Лодкина, Т. Социальный педагог приходит в семью [Текст] / Т. Лодкина // Воспитание школьника. - 1996. - № 5. - С. 35 - 38.
  4. Лукина, Н. С. Методические рекомендации по организации деятельности социального педагога образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Н. С. Лукина. – Режим доступа : http://stranniy.ru/health/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-deyatelenosti-social/main.html
  5. Методика и технологии работы социального педагога : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Б. Н. Алмазов и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
  6. Примерный перечень документации социального педагога образовательного учреждения [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://andreigubin.ucoz.ru/index/dokumentacija_i_normativnaja_baza/0-4