Синдром профессионального выгорания как результат хронического стресса

 

А. А. Тычинина, методист

МКУ «Информационно-методический центр»

Любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение.

Ещё в 70-е годы исследователи в области психологии обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов). Как правило, такие специалисты на определённом этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса.

О наличии большого количества стрессоров именно в педагогической деятельности уже давно говорят как отечественные, так и зарубежные учёные. Педагоги работают в неспокойной, напряжённой эмоциональной атмосфере, требующей постоянного внимания и контроля за взаимодействием в системе «человек – человек». Психологические и физические перегрузки вызывают возникновение так называемого синдрома профессионального выгорания, что неминуемо сказывается на эффективности педагогической деятельности.

В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы, в частности, педагогической. Исследователи психического выгорания показывают, что педагогические работники начинают испытывать данный симптом через 2-4 года после начала работы. Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям.

Синдром профессионального выгорания – это реакция, возникающая вследствие длительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Термин «профессиональное выгорание» появился в психологической литературе в 1974 году для характеристики людей, которые работают в системе «человек – человек» и становятся вовлечёнными в переживания других людей, из-за чего испытывают эмоциональное напряжение.

Профессиональное выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а, скорее, эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением. На сегодняшний день выделяют три основных составляющих процесса выгорания:

1. Эмоциональное истощение – ощущение опустошённости и усталости, обусловленное работой.

2. Деперсонализация – циничное отношение к работе и её объектам.

 3. Редукция профессиональных достижений – ощущение некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспешности в ней.

Профессиональное выгорание – постепенный и длительный процесс. Известный американский психолог Кристина Маслач выделяет в нём три стадии:

Первая стадия. Все признаки и симптомы проявляют себя в лёгкой форме, через заботу о себе (например, через организацию более частых перерывов в работе). Происходит забывание каких-то рабочих моментов. Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряжённости. В зависимости от характера деятельности и личностных характеристик педагога эта стадия может продолжаться от трёх до пяти лет.

Вторая стадия. Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и с близкими людьми). Прогрессирование апатии к концу недели, появление устойчивых отрицательных симптомов («нет сил», энергии, головные боли по вечерам, «мёртвый сон без сновидений»), повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать). Симптомы проявляются регулярнее, имеют затяжной характер. Человек может чувствовать себя измождённым даже после хорошего сна или после выходных. Продолжительность данной стадии от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия. Это – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии человеку приятнее контакты с животными и природой, нежели с людьми. Заключительная стадия – полное сгорание, зачастую перерастающее в полное отвращение ко всему на свете. Стадия может длиться от десяти до двадцати лет.

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Вот несколько рекомендаций:

  • Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  • Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  • Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  • Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопросы: «Так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?»

Человек может помочь своему организму самостоятельно справиться с подступающими проблемами. В этом может помочь саморегуляция – процесс самостоятельного управления человеком своим эмоциональным состоянием. Она основывается на воздействии на себя самого словами, мысленными образами, путём регуляции собственного дыхания, мышечного тонуса. Самые доступные пути саморегуляции – это с юмором относиться к сложным ситуациям, чаще смеяться и улыбаться; гнать негативные мысли и как можно чаще вспоминать приятные моменты жизни.

Вот несколько советов по избавлению от отрицательных эмоций, выхода из душевной экстремальной ситуации:

  • Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом. Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.
  • Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой. К сожалению, многие люди постоянным атрибутом своего существования сделали тягостные переживания негативных жизненных мелочей: неприятности они возводят в ранг трагедии, всех оценивают через призму прежних разочарований, копят недовольство и обиды и при этом страдают прежде всего сами.
  • Научитесь жить с юмором. Известный чешский писатель К. Чапек говорил: «Юмор – соль жизни, кто лучше просолен, дольше живёт».
  • Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого ‑ это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъёмами.
  • Подумайте о случившемся, но при этом анализируйте только то, что уже произошло. Тренируйтесь дисциплинировать свои мысли, не подпитывайте своё плохое настроение дурными мыслями.
  • Не зацикливайтесь на бесплодных размышлениях о прошлом, встряхнитесь и скажите себе: «Всё! Довольно!»; направьте усилия на исправление промаха или активно займитесь делом, не имеющего никакого отношения к причине вашего расстройства.

Риск «профессионального выгорания» смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста; удовлетворенность качеством жизни в различных её аспектах; наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы.

Реже «выгорают» оптимистичные и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы.

В результате использования вышеперечисленных рекомендаций Вы добьётесь успокоения, то есть исчезнет эмоциональное напряжение. Также удастся быстрее восстановиться и значительно уменьшить проявления усталости. И самое главное – повысится Ваша психофизическая активность, помогающая легко идти по жизни и смело смотреть вперёд!

Список литературы

  • Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов : диагностика, тренинги, упражнения / О. И. Бабич. – Волгоград : Учитель, 2009.
  • Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2010.
  • Евграфова, Т. А. Я не такой как все и все мы разные. Программа тренинга / Т. А. Евграфова // Вестник практической психологии образования. – 2005. – № 3. – С. 76 – 82.
  • Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1993.
  • Маслова, В. А. Синдром профессионального выгорания как результат хронического стресса / В. А. Маслова // Психолог в школе! – 2016. – № 3. – С. 29 – 33.
  • Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя : Учеб. пособие / Л. М. Митина. — М. : Академия, 2004.
  • Ольшевская, О. М. Эффективный учитель / О. М. Ольшевская. – Минск : Красико - Принт, 2010.