Содержание физического воспитания в школе определено рамками программы по физическому воспитанию. В каждой школе оно имеет свои особенности, которые зависят от материальной базы школы, климатических условий, наличия спортивного инвентаря и оборудования, состава педагогических кадров, традиций и взглядов на проблемы физического воспитания тех людей, от которых зависит постановка всей физкультурной работы в школе. Программой для всех классов предусмотрено обучение технике двигательных действий, развитие физических качеств, вооружение учащихся теоретическими сведениями по отдельным темам.

Основная форма проведения занятий - урок. Характер и преимущественная направлен­ность поставленных задач, выбор средств и методов обучения, методические приёмы организации учащихся, а также этап обучения определяют тип урока. В зависимости от этих условий уроки бывают вводные, учебные, уроки повторения, тренировочные, совершенствования и закрепления учебного материала, контрольные уроки (уроки проверки усвоения учебного материала и уровня технической и физической подготовленности), уроки смешанного типа.

Независимо от типа по своей структуре школьный легкоатлетический урок, как и другие уроки физической культуры, делится на подготовительную, основную и заключительную части.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. На неё, как правило, отводится 8-10 мин., из них не более 3-х мин. - на организацию внимания учащихся, на построение, рапорт, проверку посещаемости, на краткое сообщение учителя о главных задачах и основном содержании урока. После это следует подготовка организма учащихся к выполнению упражнений, запланированных в основной части урока. Иными словами, основное содержание подготовительной части - это разминка. Если разминка спортсмена на учебно-тренировочном занятии длится 30-40 мин., то на школьном уроке всего - 8-12 мин.

Для достижения необходимого эффекта упражнения в разминке должны быть тщательно подобраны в соответствии с тремя основными принципами:

  • упражнения следует подбирать с таким расчетом, чтобы они постепенно вовлекали в работу сначала мелкие, а потом все более крупные мышцы и мышечные группы;
  • интенсивность упражнений должна увеличиваться постепенно, нагрузка не должна быть очень большой, во избежание утомления организма, что может привести к затруднению выполнения упражнений в основной части урока;
  • в подготовительной части упражнения должны подбираться с учётом задач основной части урока, т.е. наибольшее внимание следует уделить упражнениям, готовящим ОДА и ЦНС к выполнению упражнений основной части урока.

Разминку лучше всего начинать с постепенно ускоряющейся ходьбы и медленного бега в течение 1,5-3 мин. Затем следуют общеразвивающие упражнения (ОРУ). Например, если в основной части урока планируются прыжки в длину с разбега, то в разминку необходимо включить упражнения, воздействующие, прежде всего на мышечно-связной аппарат стопы, голени, бедра. В специальную часть разминки - бег с высоким подниманием бедра в быстром темпе на месте и с продвижением вперед, подскоки с отталкиваниями одной и двумя ногами, прыжки в шаге (с ноги на ногу), отталкиваясь на каждый шаг, на каждый третий шаг или через два шага на третий и др.

Если в основной части урока запланировано повторение пройденного материала или повышение уровня общей физической подготовленности учащихся, то подготовительная часть может быть проведена в виде подвижной (в младших классах) или спортивной (в старших классах) игры.

Способы проведения общеразвивающих упражнений могут быть самыми разнообразными. Они зависят от возраста занимающихся, задач урока, условий проведения и др. Это могут быть упражнения в движении, в сомкнутом строю (шеренге, колонне), в разомкнутом строю на месте, в парах, у опоры, на гимнастических скамейках и со скамейками, с гимнастическим инвентарем (скакалкой, палкой), набивными мячами. Очень эмоциональны разминки игровым способом, когда в процессе выполнения общеразвивающих упражнений учащиеся связаны общим игровым сюжетом.

В зависимости от погодных условий, задач урока, возраста и подготовленности учащихся изменяется продолжительность подготовительной части урока и её интенсивность.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ УРОКА В РАЗНЫХ КЛАССАХ

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-9 лет, 1-4 классы) характеризуется довольно интенсивным, но сравнительно плавным и равномерным развитием организма. В этом возрасте формируется опорно-двигательный аппарат, позвоночник находится в стадии развития, кости таза ещё не срослись. Поэтому следует избегать очень резких движений и сильных сотрясений. Следует учитывать и недостаточное развитие костей и мышц кисти. К 8-9 годам несколько укрепляются связки, повышается сила мышц рук, нарастает общая масса мышц, хотя двигательная и сердечно-сосудистая системы развиты недостаточно.

А в 7-9 лет происходит формирование зрительного и двигательного анализаторов. Но и в этом возрасте дети ещё не могут долго концентрировать своё внимание.

Занимаясь со школьниками младших классов, при сравнительно малом понимании ими своих ощущений учителю часто приходится пользоваться наглядным методом, образцово демонстрируя то или иное упражнение. Объяснение при этом должно быть кратким и образным (как лягушка, как олень и т.д.).

Учитывая быструю восстанавливаемость организма детей этого возраста, следует правильно регулировать нагрузку, т.е. определять форму и продолжительность работы и отдыха. Периоды отдыха должны быть небольшими, но позволяющими сохранять интерес к уроку и работоспособность. В некоторых случаях можно делить детей на группы и давать им разную нагрузку.

При выполнении отдельных упражнений, особенно сложных, учитель должен оказывать помощь ученикам, облегчая им усвоение двигательного навыка. Необходимо давать оценку действиям школьников, побуждая их к более активной деятельности. Дети любят, когда их успехи замечают и оценивают.

В младшем школьном возрасте широко применяют игровой метод обучения и развития двигательных качеств, т.к. именно он наилучшим образом отвечает психологическим особенностям детей. На уроках в младших классах проводят подвижные игры и эстафеты с элементами бега, прыжков и метаний. При проведении упражнений надо следить, чтобы дети правильно дышали, учились регулировать глубину и частоту дыхания.

В разминку следует осторожно включать упражнения, связанные с проявлением силы (сгибания рук в упоре лежа, упражнения для брюшного пресса, прогибания в положении лежа на животе). Эти упражнения нельзя выполнять под счет, занимающимся нужно указать общую дозировку, а темп выполнения должен быть индивидуальным.

При выполнении упражнений на гибкость следует индивидуально подходить к оказанию помощи в виде дополнительного сопротивления или отягощения, избегать резких, рывковых движений. Упражнения для развития силы и выносливости используют в небольшом объёме и самые простые и доступные.

В 1-4 классах предусматривается обучение технике передвижения шагом и бегом. Эти упражнения включают в общую часть разминки. Начинают обучение с равномерного бега. Увеличивать темп беговых шагов можно лишь до тех пор, пока ученик в состоянии сохранить их правильную форму. Уже в начальной школе следует обучать правильному сочетанию движения рук и ног при ходьбе и беге. Обращать внимание на правильное дыхание, следить за осанкой.

В общую часть разминки включают прыжки и прыжковые упражнения. Необходимо знакомить детей с простейшими и доступными формами прыжков, постепенно усложняя их виды. Выполнять эти упражнения нужно после разогревания ОДА предыдущими упражнениями. При этом необходимо научить детей мягкому приземлению, без значительных сотрясений, чтобы они старались касаться опоры передней частью стопы, амортизируя сгибание небольшим сгибанием ног в коленях.

При проведении подготовительной части урока с преодолением гимнастического инвентаря и оборудования, различных небольших препятствий, следует помнить о технике безопасности. Перепрыгивания можно выполнять с предмета на предмет (досточка, пенек и т.п.), через широкое или высокое препятствие с места или разбега. Выполняя прыжки с разбега, младшие школьники должны уметь попадать на место отталкивания (квадрат, нарисованный мелом, линия на полу), уметь толкаться одной ногой. На этом этапе обучения от них не следует требовать максимально далёких прыжков. Предварительно надо ознакомить детей с правилами выполнения отдельных, наиболее опасных упражнений. Указывать дистанцию в строю во избежание столкновений. Не надо забывать о том, что красочный, интересный, нестандартный инвентарь повышает эмоциональный фон урока.

Используя в подготовительной части урока подвижные игры, можно решать в том числе и задачи развития двигательных качеств. Для этого подойдут игры и эстафеты с элементами легкой атлетики: «Заяц без логова», «Зайцы в огороде», «Попрыгунчики-воробушки», «День и ночь», «Попади в цель», «Челночная эстафета», «Колесо», «Салки», эстафета с вызовом номеров, игры с мячом «Выбивалы», «Охотники и утки», и др.

СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (10-14 лет, 5-8 классы). На этот возраст у мальчиков приходится начало периода полового созревания, а у девочек - первая его половина. Поэтому характерная черта данного возраста - усиленный рост длины тела (вторичное вытягивание), интенсивный прирост мышечной массы тела. Так как по темпам полового созревания девочки опережают мальчиков, то они же идут впереди и по показателям длины и массы тела.

Важно отметить, что в этом возрасте не только существенно увеличивается объем мышечной массы, но и изменяются функциональные свойства мышц. В этот период мышечная сила у мальчиков растет значительно быстрее, чем у девочек. При этом у мальчиков увеличиваются одновременно показатели и абсолютной, и относительной (в перерасчете на 1 кг массы тела) мышечной силы, а у девочек при значительном росте абсолютной мышечной силы относительные её показатели могут в это время даже уменьшиться.

Подростковый возраст - период активного формирования скелета. В этом возрасте  мышечно-связочный аппарат у детей всё ещё недостаточно крепок. Поэтому возможны разного рода искривления позвоночника (лордозы, сколиозы, кифозы). В связи с этим не рекомендуется давать подросткам такие упражнения, как выпрыгивания из полного приседа, броски набивных мячей в полную силу, прыжки в глубину с высоты более 60 см и с приземлением на жесткую опору, приседания с отягощениями, превышающими собственную массу тела и некоторые другие.  Нужно избегать и длительного выполнения однообразных физических упражнений, так как это приводит к одностороннему (асимметричному) развитию мышечных групп, что, в свою очередь, может привлечь за собой искривление позвоночника и различные нарушения осанки. Тонус мышц сгибателей у подростков превалирует над тонусом мышц разгибателей, поэтому упражнения должны подбираться с таким расчетом, чтобы достаточно нагружались мышцы задней поверхности туловища (спины, шеи и ног). Это поможет избежать «круглой» спины и сутуловатости. С первых же занятий необходимо строго следить за правильностью осанки во время выполнения беговых и прыжковых упражнений.

При выполнении бросковых упражнений с волейбольными или баскетбольными мячами в специальной части разминки следует менять руки, избегая ассиметричной нагрузки.

Несмотря на то, что возрастные морфофункциональные особенности сердечно­сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем детского организма обеспечивают более быструю, чем у взрослых, врабатываемость, подростки быстрее устают от однообразной на­грузки. Из этого следует, что в процессе разминки нужно как можно чаще менять характер выполняемых упражнений, в общей части разминки чередовать разновидности бега и ходьбы.

Организм подростков по-разному реагирует на нагрузки различного характера. Школьники 10-13 лет легче переносят нагрузки скоростного и скоростно-силового характера и значительно труднее - нагрузки силового характера и связанные с проявлением выносливости. Таким образом, в этом возрасте надо отдать предпочтение воспитанию скоростных и скоростно-силовых качеств, а также совершенствованию координационных способностей.

Начиная с 7-го класса, следует давать разную по величине нагрузку в отдельных упражнениях для девочек и мальчиков. Особенно это касается упражнений, связанных с проявлением силы, быстроты и выносливости.

При проведении занятий в естественных условиях: на школьном дворе, площадке, парке - следует избегать занятий на асфальтовом покрытии, т.к. опорно-двигательный аппарат детей ещё очень уязвим. Грунт должен быть естественным, мягким и упругим.

Объём бега равномерного, медленного и чередующегося с ходьбой следует увеличивать постепенно, доводя до времени, определенного программой для каждого конкретного класса. Продолжительность бега на скорость и прыжковых упражнений в разовом объёме небольшая, но их надо многократно повторять с перерывами, заполненными упражнениями на гибкость и координацию.

В беге особое место занимает контроль учителя за качеством выполнения упражнения; постановкой стоп по одной линии, упругим касанием стопой грунта, бесшумным передвижением без топота, положение головы и туловища по одной линии, углом сгибания рук в локтевых суставах до 80-100 градусов, свободным дыханием.

В прыжках нужно учить быстрому отталкиванию и умению мягко и правильно приземляться, а также умению держать в равновесии тело в безопорном положении.

В средних, как и в младших классах, важное значение имеет активная роль учителя в пропаганде самостоятельных занятий. Необходимо постоянно давать детям задание на дом и просить родителей контролировать их выполнение. В основе этих заданий должны быть следующие требования:

  • учащиеся должны много ходить, делать 8-10 тысяч шагов в день;
  • особое внимание уделять развитию и укреплению мышц стопы (упражнение «гусеница», перекатывание и подъём стопой предметов, ходьба босиком по сыпучему и мягкому грунту);
  • выполнять упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса, т.к. первые улучшают осанку, а вторые увеличивают экскурсию грудной клетки, улучшают механизм дыхания. Все вместе эти упражнения создают хороший мышечный корсет, что очень важно, особенно для девочек;
  • выполнять упражнения для мышц ног и рук в домашних условиях.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (15-17 лет, 9-11 классы) по сравнению с подростковым характеризуется более равномерным процессом развития. В этом возрасте юноши растут заметно быстрее девушек. Половое созревание к 17-ти годам уже, как правило, заканчивается, и по особенностям строения и пропорциям тела юноши и девушки не отличаются от взрослых.

Рост костей в длину очень незначителен, но утолщение их и укрепление позволяет вы­держивать очень значительные нагрузки. Мышечная система, особенно у юношей, достигает примерно 45% от общего веса тела. Это позволяет старшим юношам выполнять упражнения, связанные с проявлением больших и максимальных усилий. Если у юношей мышечная масса и в соответствии с ней мышечная сила увеличиваются сравнительно равномерно, то у девушек в этом процессе наблюдается диспропорция. У них в большей мере развивается масса и сила мышц тазовой области и значительно меньшей - масса и сила мышц рук и плечевого пояса. Такое несоответствие в развитии силы отдельных мышечных групп не позволяет девушкам, не занимающимся постоянно спортом, выполнять упражнения, связанные с преодолением собственной массы тела (бег, прыжки, некоторые сложные координационные упражнения).

Дальнейшее развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы в старшем школьном возрасте выражается в увеличении размеров сердца, его ударного и минутного объёмов, в значительном увеличении просвета кровеносных сосудов, что служит повышению общей выносливости и работоспособности организма.

В этом возрасте завершается развитие центральной нервной системы, становятся более уравновешенными процессы возбуждения и торможения, развивается способность мозга к аналитической и синтезирующей деятельности. Это позволяет расширять круг используемых упражнений и методов, а также позволяет осваивать более сложные технические навыки.

В старшем школьном возрасте продолжается совершенствование физической подготовленности учащихся. Основная задача в этих классах - получение достаточной нагрузки для повышения уровня развития физических качеств и функций. Беговые нагрузки должны способствовать развитию общей выносливости. Однако, не следует развивать выносливость в подготовительной части урока, используя  бег и его разновидности, это может затруднить решение задач технической подготовки в основной части урока.

В специальной части разминки следует использовать упражнения, подводящие к освоению и совершенствованию техники двигательных действий (соответственно задачам урока) и для развития координационных способностей, быстроты. Это могут быть упражнения с мячом для уроков баскетбола и волейбола, различные виды прыжков, беговых и прыжковых упражнений, имитационные упражнения в метании или выполняемые с легкими снарядами – для уроков легкой атлетики и т.п. Можно использовать инвентарь и оборудование места занятий (спортзала или стадиона), различные зрительные ориентиры в виде линий разметки на полу, конусов, кеглей, пеньков, тумб, кругов для метания - на стенах, баскетбольных щитов (корзин), волейбольной сетки.  Это будет способствовать большей заинтересованности учащихся, а также значительному совершенствованию их координационных способностей.

РЕГУЛИРОВАНИЕ НАГРУЗКИ

Многократное выполнение упражнений, необходимое условие для создания прочных навыков, вызывает у школьников утомление. Это является естественной реакцией организма на физическую нагрузку. Величина нагрузки определяется учителем для каждого конкретного класса, в зависимости от возраста, уровня физической и технической подготовленности занимающихся, от условий проведения урока (погода, рельеф местности, спортзал, стадион, наличие инвентаря и оборудования и др.).

В зависимости от характера и сложности упражнений, методов и качества работы, условий, в которых она выполняется, нагрузка может быть большей или меньшей, воздействовать на весь организм и на отдельные мышцы, системы или органы. В одних случаях она проявляется в возникновении одышки, в других - в психической усталости, в третьих - в болезненных ощущениях в мышцах. Но всегда нагрузку рассматривают как совокупность воздействия на организм суммы её слагаемых:

-  объёма выполняемой работы (количество упражнений, длина и количество беговых    

     отрезков, количество прыжков, бросков, время выполнения продолжительной работы);

- интенсивности работы (величины нервно-мышечных усилий, скорости пробегания  отрезков, темпа выполнения упражнений);

- продолжительности и формы отдыха (активный отдых, пассивный).

- координационной сложности упражнений, их психической напряженности.

Регулировать нагрузку можно, изменяя выше названные её компоненты.

Увеличение нагрузки на уроке происходит за счёт увеличения не только количества упражнений, но и их плотности: групповые старты и ускорения, поточное выполнение прыжков и метаний, использование большого количества инвентаря и оборудования, использование фронтального, игрового и поточного методов.

Особая роль в увеличении нагрузки принадлежит вариативности. Учитель должен избегать монотонности, как в подготовительной части, так и в уроке в целом. Используя большое разнообразие средств обучения и развития двигательных качеств, можно значительно повысить заинтересованность учащихся, эмоциональный фон урока. И практика, и теория говорят о том, что однообразие тормозит рост двигательных качеств, нарушает двигательные навыки, приводя к переутомлению.

Планируя урок, учитель рассчитывает величину нагрузки для учащегося со средними способностями. При этом надо не забывать, что для более сильных учащихся она будет недостаточной, а для более слабых - может быть чрезмерной. Наблюдая за учениками в процессе урока, изучая их индивидуальные особенности необходимо вносить коррективы в нагрузку, как всего класса, так и отдельных учащихся. Особое внимание следует уделить детям, ослабленным после болезни, имеющим хронические заболевания,  детям с избытком или дефицитом массы тела.

Об уровне нагрузки можно судить по объективным показателям и субъективным ощущениям. Учащиеся младших классов, да и более старшие школьники, не всегда могут правильно оценить свое самочувствие во время выполнения физических упражнений. Поэтому, учитель должен сам визуально, по отдельным внешним проявлениям оценить степень воздействия нагрузки на учащихся.

К таким внешним проявлениям относятся:

1. Покраснение или побледнение кожных покровов (особенно лица).

2. Обильность потоотделения.

3. Частота и глубина дыхания.

4. Снижение скорости пробегания отрезков, интенсивности выполнения упражнения, темпа.

5. Нарушение координационной структуры выполняемого упражнения (возникно­вение ошибок в технике).

6. Снижение концентрации внимания при выполнении упражнения.

Более точную информацию можно получить по показателям ЧСС. Для этого в начале урока определяются показатели пульса до работы (исходный пульс), сразу после выполнения упражнения, через одну или несколько минут после окончания упражнения. Уровень нагрузки можно определить, исходя из данных, указанных ниже.

Величина нагрузки                                                           Показатели ЧСС в конце

                                                                                                  или во время работы (уд/мин)

Малая                                                             До 120
Средняя                                                 130-150
Большая                                                  160-180
Максимальная                                                                                                   190-220

Надо учитывать, что показатели ЧСС могут быть выше в жаркую погоду при одной и той же работе. Они могут зависеть от костюма занимающегося (его комфортности, соответствия погодным условиям), самочувствия учащихся, предыдущей нагрузки. Определив степень нагрузки и динамику восстановления ЧСС, учитель должен внести коррективы в урок, сделав нагрузку доступной и эффективной для каждого ученика.