Моей целью, как учителя, является формирование конкурентно способной личности, которая сможет реализовать свои способности в современном мире. Поэтому передо мною стоит задача научить каждого школьника, дать качественные знания по всему курсу информатики, формировать ключевые компетентности, т. е. умения учиться, находить и обрабатывать нужную информацию.

Сегодня я хочу остановиться на использовании технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Лейтмотивом урока, построенного по системе УДЕ, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, чтобы познавать объект в его развитии. УДЕ – деятельностная технология.

В семидесятые годы двадцатого века в Элисте педагог Пюрвя Мучкаевич Эрдниев создал концепцию укрупнения дидактических единиц для обучения математике. Позднее данная концепция была адаптирована для других учебных предметов. Смысл концепции состоит в том, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком по всей системе внутренних и внешних связей. При этом укрупненная дидактическая единица определяется не объемом одновременно выдаваемой информации, а наличием связей - взаимно обратными мыслительными операциями, комплексами взаимообратных, аналогичных, деформированных и трансформированных задач.

Концепция укрупнения дидактических единиц получила свое развитие в разработке модульного и проектного обучения.

Идеи технологии УДЕ в математике П. М. Эрдниева:

  • Решение прямой и обратной задачи
  • Аналогия и обобщение
  • Активизация всех систем мозга, используя носители информации: слово, рисунок, модель, символ, число.

Разработанный на математическом материале метод укрупнения дидактических единиц ныне приобрел общедидактический статус.

Что включает в себя понятие УДЕ?

  • многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически объединенных в некую целостность частей.

Понятие «укрупнение единицы усвоения» достаточно общее, его можно представить как интеграцию конкретных подходов к обучению:

  • совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций
  • совместное и одновременное изучение взаимно обратных действий
  • достижение системности и целостности

Обучение строится по следующей схеме:

1) Стадия усвоения недифференцированного целого в его первом приближении.

2) Выделение в целом элементов и их взаимоотношений.

3) Формирование на базе усвоенных элементов и их взаимоотношений более совершенного и точного целостного образа.

Эффективность использования УДЕ:

  • применение обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;
  • установление логических связей в материале;
  • выделение главного и существенного в большой дозе материала;
  • понимание значения материала в общей системе ЗУН;
  • выявление межпредметных связей;
  • эмоциональная подача материала;
  • более эффективное закрепление материала.

Таким образом, учащиеся усваивают знания прочно (сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания) и быстро. Подача материала блоками, одновременное изучение взаимосвязанных тем и действий приводит к сокращению расхода учебного времени на изучении темы при одновременном повышении качества знаний учащихся, что является здоровьесберегающим фактором обучения.

Анализируя работу по технологии УДЕ, можно сделать вывод, что формирование знаний на основе их целостности является главным условием развития интеллекта школьника. Широкое применение принципов, реализующих УДЕ, помогает постигать азы логического мышления, развивать гибкость ума и творческие способности, значительно усилить развивающую функцию обучения.

Литература

  • Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. -М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
  • Эрдниев, П. М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике : Кн. для учит / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. - М. : Просвещение, 1986. – 255 с.

Материал предоставила О.Ю. Захарова, методист МКОУДО «ИМЦ».