№ п\п |
Этапы |
Содержание |
1. |
Постановка педагогической задачи |
Предлагается план и виды учебной деятельности. Объясняется, какими качествами ученики могут обогатиться в этой деятельности как личности: - овладеть общими способами познавательной, проблемно-поисковой, исследовательской, коммуникативной, моделирующей деятельности; - научится способу решения класса учебных задач на предметном материале; - развить личностные качества. |
2. |
Подготовка к решению учебной проблемы: актуализация способа и опыта решения учебных задач |
Постановка учебной задачи, способ решения которой ученикам известен, и формулировка внешне сходны с проблемой, которую предстоит решать, но для решения которой старый способ не пригоден. |
3. |
Создание проблемной ситуации |
Постановка новой учебной задачи, внешне сходной с ранее известными. - Столкновение учащихся с противоречием: создание эмоционального напряжения. Осознания невозможности решить задачу известным способом |
4. |
Формирование проблемы |
- Индивидуальная, групповая, межгрупповая дискуссия по вычленению знания-незнания. - Коллективное обсуждение и фиксация затруднения при решении учебной задачи. - Изменение учебной задачи в виде постановки проблемы. |
5. |
Поиск способа решения проблемы |
- Анализ связей и отношений в условии задачи. - Сбор и анализ данных и известного опыта. - Фронтальное или групповое обсуждение вариантов способов решения и выдвижения гипотез. - Обобщение высказанных учащимися гипотез и фиксация нескольких наиболее правдоподобных версий. |
6. |
Решение проблемы |
Поочерёдная проверка предложенных гипотез (фронтальная, индивидуальная, групповая): - конструирование и выполнение действий гипотетическим способом; - принятие решения о верности гипотезы; - обсуждение, обоснование и формулирование выводов по каждой гипотезе. |
7. |
Формулирование обобщённых выводов о решении проблемы |
- Представление учеником или группой верного решения проблемы. - Дискуссия о согласии или несогласии с предлагаемым решением. - Формулирование и фиксация учащимися окончательных выводов и обобщений. |
8. |
Применение обобщённых выводов к решению частных задач |
- Постановка частной задачи (учителем или учащимися). - Подведение частной задачи под общий способ (фронтальное или групповое обсуждение). - Упражнение по овладению операционным составом способа. |
9. |
Диагностика умения решать проблемы |
- Проверка способности к анализу и обобщению, к самостоятельному поиску решения проблемы и догадке, к самостоятельному конструированию обобщённого способа решения новой задачи. - Методы диагностики и контроля: тестовый - диагностический, самостоятельная работа с самоконтролем и самоанализом, творческая лабораторная работа, творческие проекты. |
10. |
Оценка |
- Содержательное оценивание процесса решения учебной задачи и полноты учебной деятельности. - Оценивание продвижения каждого ученика относительно самого себя. - Совместная с учениками выработка критериев и способов оценивания. - Критерии оценивания: самостоятельность мышления, продуктивность, гибкость, критичность. - Содержание оценивания (результаты): познавательный интерес, интуиция, рефлексия и самоконтроль, эмоциональное удовлетворение от поисковой деятельности. |