Вариант применения опорных конспектов |
|
Первичное предъявление нового материала |
Новый материал излагается учителем в форме лекции, беседы, работы в группах по вопросам учителя и т.д. Форма – любая, но обязательно выполнение следующих требований: а) изложение-объяснение материала следует вести в соответствии с расположением материала в ОК и его содержанием; б) во время объяснения учащиеся не делают записей, они слушают, думают, отвечают на вопросы учителя, разбираются в материале; главная задача – понимание! в) после объяснения материала учитель, используя крупно написанный ОК, быстро и четко повторяет изложенное в течение 3-5 мин при максимальном внимании всего класса. |
Работа учащихся с ОК |
После объяснения материала каждому учащемуся выдается ОК и вопросы к нему. Дома ученик работает в следующей последовательности: 1) глядя в ОК, восстанавливает рассказ учителя по памяти, отмечая те места, где ничего не понял и не запомнил; 2) читает учебник, заглядывая в конспект и разбирая непонятные места. Если не все понял и на этот раз – записывает и выясняет на консультации с учителем; 3) отвечает на вопросы, используя ОК и учебник; 4) переписывает конспект в тетрадь и тренируется в его воспроизведении. |
Оперативный контроль изучения материала |
На следующем уроке учащиеся отвечают на вопросы, глядя в ОК. В своей практике обычно используют два вида взаимного опроса – «лавина» и «группы». При работе «лавиной» начинают отвечать сильные ученики; получив оценку, каждый из них начинает спрашивать других, а учитель в это время тоже спрашивает или проводит контроль опроса. При работе «группой» (по 3-4 человека) сначала каждая группа оценивает ответы каждого своего члена, а затем эти оценки контролируются учителем. На эту работу отводится 20-30 мин, после чего 10-15 мин отводится на воспроизведение ОК. Оставшееся время идет на решение задач. В конце урока каждому учащемуся выдается текст к ОК, по которому дома следует отработать рассказ. Третий урок начинается с воспроизведения ОК, а затем оценивается устный рассказ учащегося по ОК методом «лавины» или «группы». Чтобы «лавина» пошла быстрее, можно сначала провести экспресс-опрос трех-четырех сильных учащихся у доски (они рассказывают поочередно части ОК по указанию учителя и дополняют ответы товарищей), а потом, поставив оценку каждому, попросить их проверить других. |
Усвоение знаний и их применение |
Более глубокое усвоение знаний происходит при решении задач. Обычно сначала решаются качественные задачи, затем экспериментальные и в конце – расчетные. При этом можно выделить два основных этапа: на первом – решения обсуждаются в группах или всем классом, а затем записываются в тетради, на втором – каждый решает самостоятельно (дома или в классе). Задачи подбираются с возрастанием сложности, чтобы каждый мог испытать ситуацию успеха и в то же время почувствовал нарастающую трудность. |
Заключительный контроль знаний |
Этот контроль проводится в конце изучения темы для выяснения уровня усвоения знаний – как теоретических, так и практических, т.е. умения применять знания при решении задач. Для этой цели используются зачеты и тесты. |