В.В. Бондина, методист
МКУ «Методический центр»
 

Одной из основных задач современной школы является формирование у учащихся регулятивных универсальных учебных действий: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности [5].

Важнейшей задачей системы контроля является обеспечение объективного анализа со стороны ученика своей деятельности, сравнение своихпредставлений о результате своеготруда с оценочными действиями педагога, получение объективной картины своихуспехов и неудач.

В начале контроля учитель определяет, что ученику удалось, фиксируя его удачи и успехи. Поощрение– это главная функция оценки.

Затем учитель выявляет неудачи, из которых формулируются задачи по совершенствованию деятельности не только учащихся, но и самого педагога («Что я делаю не так, что эта ошибка повторяется снова и снова...», «Как я должен скорректировать процесс обучения, чтобы...»).

В итоге педагог проводит анализ происходящих в школьнике изменений только относительно данного ученика.

На уроке индивидуальная контрольно-оценочная деятельность должна проходить в доброжелательнойобстановке, без стрессовых ситуаций ибез нервного напряжения учащихся.

Самооценка и самоконтроль не появляются в структуре личности ученика сами по себе, их необходимо целенаправленно формировать.

Например, после освоения учащимися опорных знаний и умений по предмету, учитель проводит самостоятельную работу. Учениквыполняет задания и сам осознанно контролирует пошаговыйсостав действий.

Структура такогоурока или занятия может включать этапы:

-самостоятельная работа (выполняется школьникамииндивидуально, состоит из заданий базового уровня, позволяющих проверить конкретные сформированные знанияи умения);

- составление критериев самоконтроля (ученики,работая в паре, восстанавливают последовательность действий выполнения каждого задания);

- обсуждение разработанных критериев и выработка единых критериев для учащихся класса;

- взаимопроверка по единым критериям порядка выполнения последовательности контролируемых действий;

- обсуждение результатов контроля сначала в парах, а затем со всем классом.

При организации подобныхсамостоятельных работу учащихсяформируютсяумения самоконтроля, взаимоконтроля.

Часто самоконтроль учебной деятельности учащегося является продолжением его самооценки.

***

Самооценка – это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков [3].

Самооценка учащегося– это оценивание себя как личности и оценивание своих сил и возможностей в достижении конкретных результатов.

Например, формировать у учащихся умения определять «знания, умения» и «отсутствие знаний, умений» по теме предмета можно, используя один из педагогических приёмов: учитель в проверочные работыспециально включает неизученный материал.

Учащийся в ходе выполнении работыне только воспроизводит знания, но и определяет задания, которые не может выполнить, фиксируявозникшие затруднения.

В ходе коллективного обсуждения учащиеся класса:

- выявляют причины затруднения, определяют, какого знания или умения недостаёт для выполнения заданий проверочной работы;

- формулируют цели, задачи будущих учебных действий, которые позволят устранить причины возникших затруднений;

- выбирают способ получения необходимых знаний и умений;

- планируют последовательность выполнения действий и выполняют их, получая необходимые знания;

- возвращаются к заданиям, в которых испытывали трудность, выполняют эти задания.

Деятельность учителя при организации проверочной работынаправляется не на выставление отметок учащимся, а на развитие у них самооценки, как основы умения учиться.

Ксензова Г.Ю. в учебном пособии «Инновационные технологии обучения и воспитания школьников» выделяет четыре основныхтипа занятий, на которых школьникимогут оценитьзнания или способы их получения:

работа с заданным эталоном оценки. Учащийся в ходе учебной деятельности постоянно пользуется эталоном, сравниваетвыполненные действия с эталоном, самостоятельно анализирует, делает выводы, определяет ошибки, корректирует их;

составление учащимся собственных эталонов. Педагог организует деятельность школьников так, что онивынуждены вырабатывать собственные эталоны.Учитель только сопровождает этот учебный процесс;

занятия социальной значимости.Создание проектно-исследовательских работ с социальной значимостью, требует от обучающихся применения сформированных контрольно-оценочных умений. Учащийся, используязаданные критерии, контролирует и оценивает свои действия, полученный результат (продукт), публичное представление проекта;

«реконструкция» выполненных работ. Учащимся предлагается совершенствовать ранее выполненные работы. Они сами анализируют предыдущую работу, находят свои недоработки, изменяют, дополняют её или выполняют заново.

Учитель в процессе самооценки неподключается к оцениванию работы школьника, исключением является обращение ученикас просьбой о помощи.

Возникшее несовпадение самооценки ученика и учительской оценки должно стать предметом особого обсуждения, причем критерии оценки должны быть «прозрачны».

Формирование у школьников самоконтроля и самооценки – это обеспечение объективного анализа со стороны ученика своей деятельности, получение объективной картины своихуспехов инеудач.

Сформированные в основной школе регулятивные умения на содержании предметов могут быть перенесены учащимся на любые жизненные ситуации.

 

Список информационных ресурсов

 

1. Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников : Учебное пособие [Текст] / Г. Ю. Ксензова. – М. : Педагогическое общество России, 2008. – с. 80 - 118.

2. Лежникова, И. В. Формирование самоконтроля и оценки на уроках физики в системе развивающего обучения [Электронный ресурс] / И. В. Лежникова. – Режим доступа :https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-samokontrolya-i-otsenki-na-urokah-fiziki-v-sisteme-razvivayuschego-obucheniya

3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. Академии наук СССР Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд., стер. [Текст] / С. И. Ожегов. – М. : Русский язык, 1987. – 797 с.

4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 г. № 1/15] [Электронный ресурс] – Режим доступа :http://fgosreestr.ru/

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2010.