«Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

В.А. Сухомлинский

 

В наши дни здоровьесбережению уделяется огромное внимание. Но это не связано с какими-то серьёзными экологическими проблемами, как об этом обычно говорят. Вовсе нет. В городах и деревнях средневековья у людей было гораздо больше причин переживать о своём здоровье, но они не делали этого. Так что же изменилось с тех пор?

Изменились мы – люди. Мы получили права, и главным из этих прав стало право на жизнь. И прожить её хочется максимально продуктивно, чтобы оглянуться в конце и дух захватило от собственного размаха. Но это очень сложно сделать, если существуют какие-либо проблемы со здоровьем. И это подтверждает опыт моих коллег, которые работают с детьми с ОВЗ, ведь им приходится прилагать колоссальные усилия для того, чтобы хоть отчасти восстановить физические и психические возможности этих детей.

Вот почему и я в своей работе уделяю пристальное внимание здоровьесберегательным технологиям.

  1. Физиологические здоровьесберегающие технологии.

1. Санитарно-гигиеническое состояние и оформление кабинета.

Обеспечение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов, создание гигиенически полноценной образовательной среды определяется благоустройством и санитарным состоянием места проведения занятий:

  • необходимо постоянно поддерживать не только чистоту, как бы сложным это ни было, учитывая специфику предмета, но и следить за температурой, свежестью воздуха, постоянно проветривая помещение как перед началом урока, так и между занятиями;
  • требования к рабочему месту включают в себя наличие достаточного освещения. Это проверяется с помощью специального прибора в ходе аттестации рабочих мест, а также при проверках санитарно-эпидемиологической службы, но за грамотным балансом бокового и верхнего освещения следит всё же учитель;
  • важно так же отсутствие звуковых и прочих раздражителей. Это относится к исправности аппаратуры, применяемой на занятиях, использования мягкого звукового сопровождения уроков;

2. Позы учащихся.

В начальной школе за осанкой учащихся следят с особым вниманием, чем, к сожалению, не всегда может похвалиться среднее образовательное звено, хотя формирование осанки продолжается в течение всего времени обучения в школе. Нарушения в осанке приводят сразу к целому комплексу проблем со здоровьем, начиная от физиологических и заканчивая психическими в связи с постоянными болями в спине, плечах, голове и нарушениями восприятия, и быстрой утомляемостью.

3. Так же я учитываю в процессе учебной деятельности динамику работоспособности как собственную, так и детей, как в течение дня, так и в процессе урока

4. Игры, динамические игры и паузы.

Значение игры в образовательном процессе давно не нуждается в обосновании, а вот выбор игры в соответствии с текущими задачами урока или внеурочной деятельности, с учётом возрастных особенностей, способностей удержания и переключения внимания – аспект бесконечно вариативный. Использование игры актуально в любом классе. При этом игры не только решают учебные задачи, они развивают творческое мышление, снимают психологическое напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания. Игра или игровой момент может быть при этом как образовательным элементом урока, так и формой динамической паузы.

В своей работе я использую различные игры: «на знакомство с классом» (в начале года в 5-х классах), «народные» (при изучении тем творчества русского народа и народов мира), «деловые» (особенно это касается тем по искусству в 7-9 классах) и т.д.

5. Пальчиковая гимнастика

На занятиях изобразительного искусства не менее важно использование пальчиковых упражнений, чем на занятиях обучения письму, ведь от того, насколько уверенно и крепко ребёнок держит карандаш или кисть, зависит сложность или простота выполнения задания, качество готовой работы и соответственно – удовлетворение от неё.

Но для меня пальчиковая гимнастика не ограничивается только рифмованными строками и выполнения упражнений под них. Работа над силой и координацией пальцев ведётся вплоть до 8-9-х классов, где учащиеся организуют спектакли теневого театра, в которых выступают в роли от сценариста и декоратора, до актёра и зрителя.

Не меньшее значение для развития мелкой моторики рук имеет столь любимая мной техника рисования пластилином, её я включаю в программу начиная с самого раннего возраста – дошколят, продолжая усложнять задания от простого заполнения цветом контуров до живописных полотен, на которых сплетены многие оттенки цвета.

Но самая кропотливая и в то же время любимая детьми художественная работа, безупречно тренирующая моторику пальцев – работа с бисером на пластилиновой основе и алмазной мозаикой. Панно и праздничные открытки, выполненные с помощью этих художественных материалов, получаются невероятно красивыми и нарядными, позволяя детям гордиться результатами своей работы вне зависимости от уровня художественных способностей и задатков.

Так же в сотрудничестве с 8-9 классами ведётся работа по созданию мультипликационного фильма «Школа – мой дом родной», основанного на реальных забавных ситуациях во время уроков и перемен, оригинальных и остроумных высказываниях учителей, диалогах как между учителями и учениками, так и между самими учениками. Ребята сами создают эскизы персонажей и теперь лепят их и задние фоны из самого обычного пластилина.

6. Режим динамической смены поз.

Смена позы учащимся в процессе урока изобразительного искусства происходит постоянно, поскольку творческий процесс требует выполнения множества операций: смена воды, перевод рисунка с использованием стекла, смачивание листа, отмывание рук, перемещения по кабинету за различными художественными материалами, методическими пособиями, часть работы выполняется только стоя и не допускает положения сидя.

7. Гимнастика для глаз.

Сама по себе художественная деятельность предполагает своеобразную как динамическую, так и цветовую гимнастику для глазных мышц, но всё же далеко не все дети от природы наделены хорошим зрением и здесь на помощь приходят специальные упражнения, которые выполняются как перед началом работы, так и в середине урока, если работа требует большой сосредоточенности.

2. Педагогические здоровьесберегающие технологии.

Я уже описывала зонирование кабинета, как элемент физиологических здоровьесберегающих технологий, но и в данном аспекте важна планировка помещения, размещение рабочих мест детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности, видеть лица друг друга. Располагаем детей за столами, образующими блоки. В моём кабинете получилось 6 таких блоков. И именно это определяет приоритетные виды деятельности на уроке, самостоятельную и совместную деятельность, даёт возможность дифференцированного и личностно-ориентированного подхода. За каждым столом размещается в зависимости от необходимости от 4-х до 6-ти человек. В каждой группе каждому ребёнку предусматривается определённая роль в общей деятельности группы.

Так же хочется отметить и здоровьесберегающий фактор технологии проектного метода, который позволяет достигнуть высокой результативности усвоения содержания программы без негативного воздействия на здоровье ребёнка.

3. Психологические здоровьесберегающие технологии.

Именно этому аспекту здоровьесбережения ФГОС уделяет особое внимание. И здесь такой предмет, как изобразительное искусство, может максимально проявить свои возможности позитивного психологического воздействия и психокоррекции. Психологическая целесообразность данного опыта заключается в обеспечении решения задачи поддержки и укрепления психического и нравственного здоровья школьников; позволяет определить максимальный объем и содержание учебного материала, задания для самостоятельной работы. В подростковом возрасте особо актуальна задача психокоррекции личности и психического восприятия. Высокая зависимость от учителей, ранимость и лабильность детской психики делают их особенно уязвимыми в плане нарушений психического и нравственного здоровья под влиянием неблагоприятного педагогического воздействия, несоответствия методов обучения возможностям детского организма. Технологии психологического здоровьесбережения позволяют системно устранять факторы, влияющие на психическое и нравственное здоровье детей.

Для того, чтобы создать комфортные психологические условия в кабинете изобразительного искусства, я на протяжении нескольких лет экспериментировала с цветовой гаммой, с расположением столов и зонированием. В итоге пришла к следующим выводам:

  • цветовая гамма кабинета изобразительного искусства должна быть монохромно-тёплой, её можно дополнительно оживить несколькими яркими локальными цветовыми пятнами из выставочных и информационных стендов, застеклённых шкафов;
  • необходимо также и зонирование кабинета, при котором у части учащихся есть возможность выполнять иную, отличную от общей темы урока, работу, а также посещать Изостудию во внеурочное время, не мешая основному образовательному процессу. Особенно это эффективно при организации работы с одарёнными детьми;
  • озеленению кабинета я тоже уделяю большое внимание, поскольку наличие ухоженного зимнего сада, под который выделена одна из зон кабинета, выполняет одновременно три функции: насыщение кислородом воздуха в помещении, создание эстетически-гармоничной среды для углубления психологического комфорта и служит наглядным материалом при работе над некоторыми темами уроков;
  • музыкальное сопровождение творческой работы, слайд-шоу и презентаций так же имеет важное значение в психологическом здоровьесбережении. Можно легко заметить, как меняется психологический климат в классе под воздействием удачно подобранного музыкального произведения;
  • сказки как элемент урока превращают обучение не только в творческий, но и почти волшебный процесс, увлекают детей в мир прошлого, помогают понять, как воспринимали реальность наши предки, открывают перед учащимися свои новые досель неизведанные подтексты и значения образов;
  • арт-терапия на моих уроках всегда занимала особое место, поскольку является самой логичным для изобразительного искусства технологией психологического здоровьесбережения;
  • цветотерапия также помогает не только сохранить здоровье школьника на уроках, но и создать необходимую психологическую атмосферу урока;
  • релаксация – комплекс упражнений под спокойную расслабляющую музыку, способствующий снижению мышечного тонуса.
  • дыхательно-голосовые игры и упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.