В. В. Бондина, методист
МКУ «Информационно-методический центр»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее – программы) должна обеспечивать комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования и обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений учащихся в процессе освоения программы [3].
С учётом новых требований образовательного стандарта возникает необходимость оценивать образовательный результат комплексно и при этом процедуры оценивания должны быть направлены на формирование индивидуальных учебных достижений учащегося.
Обеспечение объективного анализа своей деятельности со стороны учащегося; сравнение своих представлений о результате своего труда с оценочными суждениями учителя, получение объективной картины своих успехов и неудач, формирование самоконтроля и самооценки, при равной ответственности за результат деятельности, как учащегося, так и педагога.
Возникшее несовпадение самооценки учащегося и учительской оценки должно стать предметом особого обсуждения, причём учитель должен постараться, чтобы критерии оценки были «прозрачны».
Динамика происходящих в учащемся изменений анализируется относительно данного ученика.
Учитель должен поделиться с учеником инструментами оценивания, то есть предлагает учащимся «взять в свои руки контроль над своим обучением» раскрыть ему критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.
Технология формирующей оценки является средством управления качеством образовательного результата учащегося.
Михайлова Е.К. в статье «Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества ндивидуальных учебных достижений школьников» отмечает, что сущность формирующего оценивания рассматривается как процесс формирования качества индивидуальных учебных достижений, направленный на своевременное обеспечение наглядной обратной связи в условиях комплексного подхода в обучении.
Технология формирующего оценивания представляна в статье как описание средств и условий достижения планируемых результатов, позволяющая целенаправленно, планомерно, критериально-ориентированно обеспечивать гарантированное качество учебных достижений, регламентируя действия учителя и ученика.
Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определенный алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательной деятельностии состоит из девяти шагов.
Шаг 1. Планирование образовательных результатов учащихся по темам.
Специфика данной технологии предполагает предварительный шаг на этапе разработки рабочей программы педагога. В рабочей программе по предмету должны быть спланированы и распределены образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам.
В разделе «Тематическое планирование» должно быть представлено поурочное распределение образовательных (предметных и метапредметных) результатов учащихся.
Шаг 2. Планирование цели урока как образовательного результата деятельности учащихся.
Для того чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности учащихся, а не учителя.
Шаг 3. Формирование целей урока как этапов деятельности учащихся.
Цели урока должны быть трансформированы в планируемые достижения результатов обучения, которые отражают конкретные действия учащихся на уроке и должны привести к достижению цели.
Шаг 4. Формулировка конкретных критерий оценивания деятельности учащихся на уроке.
Критерии могут быть предложены учителем или созданы учащимися совместно с учителем. Учащиеся должны заранее знать критерии оценивания выполнения задания.
Критерии оценивания должны обладать следующими характеристиками:
1) критерии оценивания должны быть однозначными, то есть результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого;
2) критерии оценивания должны быть понятными не только учителю, но и учащимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ;
3) критерии оценивания должны быть конкретными – без таких абстрактных формулировок, они должны давать возможность однозначно оценить результат деятельности учащегося.
Шаг 5. Оценивание деятельности учащихся по критериям.
После того как критерии сформулированы, необходимо оценивать деятельность учащихся в строгом соответствии с данными критериями.
Шаг 6. Осуществление обратной связи: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель.
Важным условием организации обратной связи является ее обратный механизм: учащийся должен получать отзыв от учителя. Это обеспечит реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения учащихся. Цель этого механизма – осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.
Шаг 7. Определение личного «образовательного прогресса» каждого учащегося.
Учителю необходимо систематически сравнивать образовательные результаты учащихся не с нормами, стандартами, а с предыдущими его достижениями.
Шаг 8. Определение места учащегося на пути достижения цели.
Определив личный «образовательный прогресс» учащегося, необходимо проанализировать возможности достижения цели в заданный временной период с учетом результата достигнутого учащимся на нынешнем этапе.
Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута учащегося.
По итогам формирующего оценивания можно откорректировать образовательные маршруты учащихся за счёт вариативности задания; различного темпа выполнения задания; выбора элективных курсов; выбора направлений внеурочной деятельности [1].
В результате формирующего оценивания возможно: помочь ученикам видеть учебные цели и добиваться их; мотивировать школьников к осмыслению и достижению качества собственной учебной деятельности; помочь учителю распознавать учебные трудности школьников; корректировать учебный процесс для преодоления возникающих проблем; оценивать учебные достижения школьников объективно на основе критериев и рейтинга.
Список информационных ресурсов
1. Михайлова, Е. К. Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества ндивидуальных учебных достижений школьников Crede Experto : транспорт, общество, образование, язык. Международный информационно - аналитический журнал. – 2014. - N 2 (09). Сентябрь [Электронный ресурс] / Е. К. Михайлова. – Режим доступа : http://ce.if-mstuca.ru/, https://znanio.ru/medianar/108/
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 г. № 1/15] [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://fgosreestr.ru/
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] - М. : Просвещение, 2010.
4. Фишман, И. С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся : метод. пособие [Текст] / И. С. Фишман, Г. Б. Голуб. – Самара : Учебная литература, 2007. – С. 17.