Е.С. Печужкина, методист
МКУ «Методический центр»
Для составления Федерального государственного стандарта ДОО (далее – ФГОС ДОО, Стандарт) образования была проведена огромная исследовательская и научная работа. Эту работу провел ФИРО - федеральный институт развития образования.
Для успешной реализации образовательно-воспитательной деятельности нового поколения в РФ в 2003 году возникла необходимость создания единых обобщенных требований к знаниям и умениям воспитанников учебных заведений дошкольного и школьного уровней.
Стандарт был создан для систематизации и логического объединения процесса образования. Именно стандарт определяет содержание всей образовательной деятельности: чему и как учить детей, каких необходимо достичь результатов и в какие сроки. Документ позволяет организовать учебную деятельность таким образом, чтобы дети не испытывали больших трудностей при переходе на следующий уровень образования. Необходимо, чтобы воспитанники обладали достаточными знаниями, имели определенный уровень психологической подготовки для поступления в школу.
ФГОС ДОО регулярно обновляется и дополняется, учитываются развитие современных технологий и требования общества. На основе ФГОС разрабатываются образовательные программы. В документе отражена вся деятельность дошкольной организации: от планирования работы до разработки графиков повышения профессиональной квалификации, аттестации. Так же в Стандарте закреплены контроль уровня подготовки воспитанников и критерии их оценивания.
Отличительной особенностью ФГОС ДОО является совершенно новый подход к вопросу образования и развития дошкольников. До принятия Стандарта целью образовательной деятельности являлась передача знаний от воспитателя к воспитаннику. На сегодняшний день основной задачей становится формирование целостно развитой личности человека, способной самостоятельно искать способы решения поставленной задачи, опираясь на свой собственный опыт.
Иными словами, образовательная программа дошкольной организации, разработанная на основе ФГОС ДОО, должна содержать не только требования к знаниям и умениям ребенка, но и уделять внимание психологической стороне формирования личности ребенка как будущего участника современного общества.
Современное дошкольное образование заявляет своей целью развитие гармоничной личности ребенка дошкольного возраста. Сегодня дать некий запас знаний детям недостаточно. Намного ценнее социализировать ребенка, привить ему нормы и правила поведения в обществе. Необходимо развить у воспитанника навыки ответственности, самостоятельности и самодостаточности, научить правильному взаимодействию с окружающими людьми, выявить и развить его способности и таланты, чтобы ребенок стал активным членом современного общества.
Естественно, для развития полноценной личности ребенок должен опираться на определенный багаж знаний. В связи с этим Стандарт не отодвигает на второй план получение этих знаний. Изменились лишь способы приобретения этих знаний и критерии их оценивания.
Современный первоклассник, придя впервые в школу, не обязательно должен уметь читать и писать, он, в первую очередь, должен быть полностью готов к будущей учебной деятельности психологически. Ученик должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми, уметь удерживать свое внимание, быть усидчивым и т.д.
Требования к предметно-пространственной среде по ФГОС
В Стандарте прописаны основные требования к предметно-пространственной среде дошкольной организации как к одному из инструментов для гармоничного формирования личности ребенка. Предметно-пространственная среда должна максимально обеспечить реализацию потенциала всего пространства дошкольной организации, включая прогулочные участки и территорию, прилегающую к организации. Материалы, оборудование и инвентарь должны быть безопасны для физического и психического здоровья воспитанников, соответствовать возрасту и особенностям развития.
Стоит помнить о необходимости обеспечения возможности в общении, активной, совместной деятельности детей и взрослых, и реализацию потребности в уединении.
Предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, безопасной, доступной и полифункциональной.
Оценка индивидуального развития детей по ФГОС
С целью адекватной корректировки своей педагогической деятельности педагогу необходимо опираться на оценку индивидуального развития ребенка. Данная оценка проводится в рамках педагогической диагностики. Она может помочь педагогу проанализировать эффективность своих педагогических действий и спланировать свою дальнейшую работу.
Следует также учесть, что результаты мониторинга можно использовать исключительно для решения следующих задач:
- индивидуализация образования, построение индивидуальной траектории развития ребенка, с учетом его индивидуальных качеств и особенностей его развития;
- оптимизация работы с группой детей.
Что такое целевые ориентиры и что к ним относится?
Если раньше важнейшей задачей системы дошкольного образования являлось формирование интегративных качеств, то требования Стандарта к результатам освоения основных образовательных программ представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценки, даже в виде мониторинга, не могут быть основанием для сравнения с реальными достижениями ребенка.
К целевым ориентирам можно отнести социально-нормативные возрастные характеристики достижений ребенка.
В младенческом и раннем возрасте целевыми ориентирами являются:
- ребенок активно интересуется окружающими его предметами, пытается взаимодействовать с ними;
- его взаимодействие с окружением имеет эмоциональную окраску, он настроен на получение определенного результата в ходе своих действий;
- ребенок знает назначение предметов окружающих его (вилка, ложка, тарелка и пр.) и умеет взаимодействовать с ними;
- имеет элементарные навыки самообслуживания, проявляет самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включается в общение, умеет высказать свои вопросы, понимает речь взрослых, выполняет их просьбы;
- ребенок активно проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и пытается подражать им;
- с удовольствием общается со взрослым, пытается подражать ему;
- проявляет интерес к сказкам, музыки, стихам, потешкам, пытается двигаться под музыку;
- в этом возрасте, уже развита крупная моторика, ребенок старается освоить новые виды движений;
На момент завершения дошкольного образования целевыми ориентирами являются:
- воспитанник проявляет инициативу и самостоятельность, овладевает основными культурными видами деятельности;
- развита установка положительного отношения к миру, к труду взрослых, к другим людям, привито чувство собственного достоинства, с удовольствием общается со взрослыми и сверстниками, умеет находить с ними общий язык, учитывает интересы других людей, умеет сочувствовать и переживать;
- хорошо развито воображение, ребенок реализует его в различных видах деятельности, подчиняется различным правилам и нормам социума, понимает разницу между реальной и условной ситуацией;
- достаточно хорошо развита устная речь, умеет выражать свои мысли и чувства, умеет выделять звуки в словах, формируются первые предпосылки грамотности;
- хорошо развита мелкая и крупная моторика, освоены основные движения, умеет управлять ими;
- появляется способность к волевым решениям, умеет подчиняться нормам и правилам и корректировать свое поведение в зависимости от них;
- хорошо развита любознательность, вызывают интерес причинно-следственные связи, учиться делать первые самостоятельные выводы, опираясь на свой собственный опыт.
Информационные ресурсы
1. ФГОС ДОО [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155] [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html
2. Что такое ФГОС дошкольного образования? [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://lendou22-goroddetstva.edumsko.ru/activity/fgos/post/197207
3. Все для ДОУ. Все про ФГОС [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://americancouncils.net.ru/forum/vse-dlya-dou-vse-po-fgos
4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)] [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/primernaya_osn_obr_prog_do.pdf