Песочная терапия
Данный вариант игротерапии был создан в 1939 г. Margaret Lowenfeld, она назвала его «техника создания мира». Barnes (1991) отмечает, что игра в песок позволяет психологу найти доступ во внутренний мир ребенка; также это является естественным методом исцеления психики, который стимулирует процесс самопознания. Песочная терапия не требует от ребенка каких-то особых умений, как в случаях рисования или рассказывания историй. Allan и Berry (1993) предлагают использовать два водонепроницаемых ящика с песком размерами примерно 50x75x7,5 см — один для сухого, другой для влажного песка. Barnes рекомендует ограничиться одним ящиком, однако чтобы вода была доступна. Также необходимо множество маленьких игрушек, отображающих мир ребенка — куклы, животные, домики, мебель, посуда, солдатики, машинки, игрушки — персонажи популярных книг и фильмов.
Задачи, стоящие перед психологом
1. Помочь ребенку проявить свои мысли, чувства, фантазии.
2. Помочь ребенку отработать внутренние конфликты и травмы, полученные вследствие насилия путем:
• приобретения ребенком ощущения контроля над фантазиями;
• постепенного изменения сцен из песка;
• изменения/разрешения фантазий и конфликтов.
3. Помочь ребенку сконцентрироваться на пространстве, ограниченном песочным ящиком.
Процедура проведения песочной терапии (20-30 минут)
1. Предложить ребенку закрыть глаза и представить какую-то сцену, ситуацию, какой-то мир.
2. Изобразить этот мир на песке.
3. Предложить использовать любые имеющиеся игрушки.
4. По окончании процесса или (время от времени) просить ребенка рассказать о том, что он хочет изобразить или описать, что происходит. НЕ интерпретировать или анализировать вслух то, что происходит с ребенком во время игры.
5. Зарисовать последнюю сцену либо сфотографировать с целью анализа прогресса терапии.
Инструкции психологу
1. Наблюдать, слушать.
2. НЕ прерывать игру конфронтацией («Нет, не так ты делаешь»), интерпретациями («Ой, какой славный человечек») или ассоциациями («Похоже на ..., правда?»).
3. Если ребенок разговаривает во время игры, использовать прием уточнения или активного слушания, перефразируя сказанное.
4. Наблюдать за поведением, а также темами, повторяющимися из раза в раз.
5. Наблюдать за изменениями в процессе терапии в сюжетах и выборе игрушек.
6. Внимательно следить за собственными реакциями, ощущениями, тем, что подсказывает интуиция.
7. По мере готовности ребенка можно осторожно задавать ему вопросы типа: «А где здесь ты находишься?», «А что в твоей жизни тебе эта сценка напоминает?».
Куклотерапия
Игры с куклами
Irwin (1993) рассматривает игры с куклами как диагностическое и терапевтическое средство одновременно. Обычно рекомендуется набор из 15-20 различных кукол: агрессивные, дружелюбные; куклы, изображающие семью, учителей, милицию, врачей; куклы-ведьмы; животные.
По мнению Jenkins и Beckh (1993), эффективны игры с пальчиковыми куклами. Несмотря на то, что кукла находится на руке ребенка, дети рассматривают их отдельно от себя и способны таким образом посредством кукол выражать запрещенные чувства и говорить о своих внутренних конфликтах.
Также можно провести куклотерапию, предложив ребенку создать куклы из ниток, клубков, пуговиц и т. п.
Задачи, которые решает психолог
1. Помочь ребенку раскрыть его страхи, внутренние конфликты посредством проигрывания травматических ситуаций.
2. Способствовать усилению эмоций с целью их выведения на поверхность.
3. Помочь ребенку общаться посредством метафор.
4. Сделать игру с куклами отражением реальной жизни ребенка.
5. Помочь ребенку почувствовать себя защищенным посредством кукол: «Это не я сказал, это так кукла говорит»; «Я чувствую то же, что чувствует кукла».
6. Помочь ребенку идентифицироваться с куклой.
7. Помочь ребенку почувствовать себя принятым, даже в неприемлемых качествах.
8. Сделать куклу средством связи ребенка и взрослых — психолога, родителей, учителей.
9. Создать атмосферу поддержки и эмпатии, хотя вначале ребенок может принимать поддержку скорее от куклы, нежели от взрослого.
Процедура проведения игротерапии
1. Психолог предлагает познакомиться с куклами.
2. Психолог предлагает выбрать кукол, с помощью которых ребенок хотел бы рассказать какую-нибудь историю (или конкретно о тех людях, кого ребенок знает; или о ситуации насилия).
3. Психолог отмечает, каких кукол ребенок выбирает, а каких отвергает.
4. Психолог вступает в игру и просит ребенка познакомить его с куклами, помогая ему их описывать с помощью вопросов открытого типа.
5. По мере проигрывания сюжета психолог вмешивается только по мере необходимости или по просьбе ребенка.
6. По окончании игры психолог разговаривает с куклами, задавая снова вопросы открытого типа о мыслях, чувствах и действиях кукол, а затем постепенно и незаметно переносит свои вопросы и интерпретации непосредственно на ребенка.
Глинотерапия
Игры с глиной Задачи, которые решает психолог:
1. Помочь ребенку расслабиться.
2. Помочь ребенку проявить свои чувства. У жертв насилия это прежде всего чувство вины, агрессия, подавленность, растерянность, душевная боль.
3. Установить и поддерживать контакт с ребенком.
4. Помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, соблюдая следующие правила:
- все принимать безусловно и безоценочно, что бы ребенок ни делал с глиной;
• помнить, что нет правильного или неправильного подхода к действиям с глиной
Варианты проведения игры с глиной:
1. Предложить ребенку слепить какие-то фигурки и поговорить с ними (с помощью направляющих идей психолога).
2. Предложить слепить что-то конкретное и рассказать психологу об этом.
3. Предложить ребенку «стать» глиной.
4. Дать возможность ребенку просто поиграть с глиной, не разговаривая.
Изотерапия
Рисование
Дети не осознают, что их рисунки отражают их мысли и чувства, поэтому при рисовании минимально используют защитные механизмы (Lyons, 1993). Рисование всегда являлось активным средством психотерапии для работы с детьми, пережившими насилие. Оно применяется с целью установления контакта с ребенком, общения, переживания инсайта и разрешения эмоциональных конфликтов; также оно дает возможность психологу через символы понять, что происходит с ребенком. Использование рисунков в психотерапии насилия способствует более эффективному приспособлению ребенка к реальной жизни и личностному росту. Для рисования подходят карандаши, фломастеры, мелки. Краски используются в меньшей степени. Arlow и Kadis (1993) обратили внимание на то, что немногие дети используют только красный цвет; дети от 4 до 10 лет используют основные цвета, в то время как более старшие дети могут рисовать все в одном цвете; сильно травматизированные дети выбирают более темные цвета и оставляют пустые пространства на бумаге; дети с выраженной агрессией часто заходят за края бумаги.
Варианты проведения терапии
1. Предложить ребенку нарисовать лучшее, что с ним произошло сегодня или в течение недели; либо нарисовать худшее, что с ним произошло.
2. Предложить ребенку нарисовать свою семью; можно попросить представить членов семьи в виде образов животных; нарисовать свою семью в какой-либо обстановке.
3. Предложить нарисовать самого себя; самого себя через какое-то время.
4. Предложить нарисовать своего лучшего друга; самого близкого взрослого.
5. Предложить нарисовать свое желание, свою мечту.
6. Используя вырезки из журналов, создать коллаж о самом себе.
7. Нарисовать дорогу своей жизни: препятствия, барьеры, места для отдыха и т. п. Показать, где на этой дороге ребенок находится сейчас и где хотел бы оказаться.
8. Психолог рисует линию (прямую, кривую, зигзаг) и просит ребенка создать из этой линии рисунок. Затем ребенок рисует линию, а психолог заканчивает рисунок.
Процедура проведения терапии
1. Попросить ребенка поделиться своими чувствами и переживаниями во время процесса рисования.
2. Попросить ребенка рассказать об уже законченном рисунке.
3. Задать ребенку вопросы открытого типа о каких-то деталях рисунка; сделать детали более четкими, очевидными; рассказать о формах рисунка, цветах, изображенных людях и объектах.
4. Попросить ребенка описать рисунок, используя местоимение «я», как если бы ребенок стал этим рисунком — «Я это рисунок, я весь закрашен красным цветом...».
5. Сконцентрировать внимание ребенка на каких-то деталях рисунка: «О чем думает этот кружок?», «А что он собирается делать» и т. п.
6. При необходимости задать вопрос: «На кого ты больше всего похож на этом рисунке?»
7. Предложить ребенку провести диалог между двумя частями рисунка, например, между машиной и дорогой, между счастливым человечком и несчастным человечком.
8. Предложить ребенку обратить внимание на выбранные им цвета: «А что яркие (или темные) цвета означают для тебя?», «Похоже на то, что для тебя было очень важно закрасить это черным цветом».
9. Следить за голосом ребенка, его позой, выражением лица, дыханием, молчанием. Молчание может означать переживание, осмысление, воспоминание, тревогу, страх или осознание чего-то.
10. Работать над идентификацией ребенка по мере описания им рисунка: «В каких ситуациях ты чувствовал себя подобным образом?», «Что похожее было (или есть) в твоей жизни на события, изображенные на рисунке?».
11. Обращать внимание на пропущенные детали или пустые места на рисунке и обсуждать это с ребенком.
12. Начинать процесс обсуждения с того, о чем легче всего говорить ребенку, постепенно переходя к более трудным и болезненным моментам.
ОБЯЗАТЕЛЬНО:
1) предоставлять полную свободу выражения;
2) безусловно принимать ребенка таким, какой он есть;
3) с уважением относиться к уровню развития ребенка;
4) обеспечивать чувство безопасности у ребенка;
5) внимательно следить за процессом.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ:
1) не торопить;
2) не оценивать;
3) не давить командами или инструкциями.
Игровой материал
1. Игровой материал должен быть удобен для игры, соответствовать возрасту ребенка, чтобы он чувствовал свою успешность при его использовании.
2. Игровой материал должен способствовать осознанию ребенком своего жизненного опыта и эмоциональных реакций на травматические ситуации, в частности на ситуацию насилия.
К игровому материалу, например, относится:
- кукольная семья (куклы тряпичные, бумажные, пластмассовые, деревянные);
- кукольный дом и обстановка;
- одежда для кукол;
- игрушечные солдатики;
- игрушечные животные;
- бумага для рисования или резки;
- картинки с нарисованными людьми;
- песок;
- вода;
- кукольный театр;
- карандаши;
- глина.
Материал предоставила О.С. Сапожникова, педагог-психолог МДОУ № 11