О. Ю. Мельникова, методист
МКУ «Информационно-методический центр»
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребёнка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
проблема;
проектирование или планирование;
поиск информации;
продукт;
презентация.
Для развития детей ФГОС ДО предполагает поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности, в т.ч. и проектной. Основной целью проектной деятельности в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Темы проектов в ДОО должны идти не только от взрослого, но прежде всего от воспитанников – что им интересно узнать.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через интеграцию различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области и на все структурные единицы образовательной деятельности. Таким образом, получается целостная, образовательная деятельность.
Основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
Любой проект должен начинаться с проблемной ситуации, сформулированной как взрослым, так и самим ребёнком.
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Перспективность метода проектов в системе ДОО заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Литература
1. Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Текст] / Н. А. Луконенко (и др.) – Кемерово, 2016. – 56 с.
2. Технология проектной деятельности в ДОУ по ФГОС [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://www.resobr.ru/article/59693-qqe-16-m10-proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu-po-fgos-metodicheskie-rekomendatsii
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 [Зарегистрировано в Минюсте России 14. 11. 2013 N 30384] [Текст] – М. : Центр педагогического образования. – 2014. – 32 с.