О. Ю. Мельникова, методист
МКУ «Информационно-методический центр»
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое, и, двигаясь путём проб и ошибок, он, в конце концов, может овладеть элементарными формами жизни в человеческом обществе. Сказка является одним из важнейших нравственно-педагогических средств формирования личности. Любая сказка нацелена на социально–педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и даже лечит.
Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в своём индивидуальном жизненном опыте: со временем, в пространстве, профессионально, событийно, ограничен половой дифференциацией и т.д.
А. С. Пушкин писал о сказке: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Само понятие «намёк», а не нравоучение, не идеологическая директива содержится в сказке, её сюжете, её образах. Само понятие «намёк» подразумевает актуализацию личностной трактовки, индивидуального доосмысления содержания сказки каждым слушателем.
Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребёнка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребёнка, средством выражения мыслей и чувств, живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребёнок учится мыслить словами.
Сказка в системе воспитания решает следующие задачи:
- донесение в доступной форме до сознания детей общечеловеческих ценностей;
- воспитание любви ко всему живому: ко всем людям и природе;
- расширение кругозора и представлений о мире и мироустройстве;
- закладывание нравственных основ и начал, формирования нравственно-здоровой личности ребёнка;
- развитие связной, образной речи.
Важным и перспективным методологическим направлением становления современного дошкольного образования является интеграция. Именно интеграция - наиболее благоприятная форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Именно сказка, сказочный сюжет построения организованной образовательной деятельности в соединении с интеграцией наиболее полно помогает решить воспитательные и образовательные задачи, поставленные педагогом. Сказка замечательно сочетается с рисованием, аппликацией, конструированием, лепкой, музыкой, физической культурой.
Сказки органично сочетаются с принципом комплексно-тематического планирования образовательной деятельности в ДОО (в таблице № 1 представлено примерное распределение сказок по тематическим направлениям).
Таблица № 1
Тема |
Название сказки |
Осень. Овощи |
«Репка», «Пых», «Мужик и медведь» |
Фрукты |
«Молодильные яблоки», Д. Родари «Чиполлино» |
Ягоды |
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» |
Грибы |
В. Сутеев «Под грибом», В. А. Жуковский «Война грибов с ягодами» |
Деревья. Кустарники |
«Как коза избушку строила», Г.-Х. Андерсен «Ёлка» |
Хлеб. Труд |
«Колосок», «Деревянный орёл», «Лёгкий хлеб» |
Семья. Человек |
«Маша и медведь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Каша из топора», «У страха глаза велики», «Айога» (нанайская сказка), «Кукушка» (ненецкая сказка), Н. Бажов «Серебряное копытце» |
Домашние животные |
«Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят», К. Ушинский «Бодливая корова» |
Подготовка птиц и животных к зиме |
«Зимовье зверей», В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» |
Зима. Зимние забавы |
«Морозко», «Снегурочка», Братья Гримм «Госпожа метелица» |
Животный мир зимой |
«Лисичка – сестричка и серый волк» |
Дикие животные |
«Кот и лиса», «Лиса и волк», «Ёж», «Два жадных медвежонка», «Хвосты», «Заяц- хваста» |
Птицы |
«Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зёрнышко», Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок», В. В. Бианки «Люля» |
Рыбы |
«Байка о зубастой щуке» Р. Киплинг «Откуда у кита маленькая глотка» |
Одежда. Обувь |
Ш.Перро «Золушка», «Кот в сапогах», Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля» |
Посуда |
«Лиса и журавль», «Лиса и кувшин» К. И. Чуковский «Федорино горе» Братья Гримм «Горшок каши» |
Мебель |
Л. Н. Толстой «Три медведя» |
Транспорт |
В. Сутеев «Разные колёса» |
День защитника Отечества |
«Бой на калиновом мосту», «Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо», Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» |
Строительство |
«Теремок», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», В. Бианки «Лесные домишки» |
Весна |
«Заюшкина избушка», «Мужик и медведь», В. В. Бианки «Заяц Косач, медведь и весна» |
Насекомые |
М. Михалков «Лесные хоромы», В.В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Росянка – комариная смерть» |
Безопасность жизни |
Ш. Перро «Красная Шапочка», К. И.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Бармалей» |
Животный мир севера |
Г.-Х. Андерсен «Снежная королева» |
Животные жарких стран |
Р. Киплинг «Слонёнок», «Откуда взялись броненосцы» |
Наша Родина |
«Илья Муромец и Соловей разбойник» |
Народные промыслы |
«Бычок - смоляной бочок» |
Музыкальные инструменты |
«Садко», Братья Гримм «Бременские музыканты», Г.-Х. Андерсен «Свинопас» |
Требования к сказке:
- Любая сказка должна содержать в себе идею. Основная идея многих сказок - борьба добра со злом и торжество справедливости, то есть вера народа в будущее, его непоколебимая вера к победе.
- Сказка должна содержать определенно выраженную мораль, но она должна быть не навязчивая и не очевидная. Мораль сообщается в книге в форме искусственно выдуманного рассказа, в форме не жизненно правдивой.
- Сказка должна быть оптимистичной. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.
- Сказка должна оказывать эмоциональное воздействие на детей.
- Она не должна содержать прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен нравственный урок. Чаще всего сказки в доступной форме повествуют о победе добра над злом.
- Герои сказок должны соответствовать возрасту детей. Сказка содержит как положительные, так и отрицательные образы героев. Положительные герои в сказках наделены хорошими чертами характера. Они всегда противостоят злу жизни, темным силам, отрицательным персонажам.
Принципы работы со сказками:
Принцип |
Основной акцент |
Комментарий |
Осознанность |
Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях |
Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки |
Множественность |
Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов |
Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон |
Связь с реальностью |
Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок |
Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях |
Выделяют две основные формы организации работы со сказкой:
Традиционные. К ним относятся: чтение литературных произведений, нравственно-этические беседы, драматизация, досочинение сказок.
Нетрадиционные. Включают моделирование сказок, «выразительные движения», проблемные ситуации, творческие задания, «нарисуй» сказку.
Примеры нетрадиционных форм работы со сказками:
- Составление словаря по сказке.
Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивают картинки с их изображением, например: амбар, сусек (сказка «Колобок») и т.д. В последующей работе со сказкой дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами объяснить их значение.
- Изготовление книги по сказке.
Цель: обогащение речи детей эмоционально-окрашенной лексикой, эстетическими терминами через знание содержания сказки. Развитие творческого воображения, цветовосприятия, мелкой моторики рук. Воспитание у детей интереса к созданию книги.
- Шаг за шагом.
Цель: закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.
Описание. Воспитатель говорит название сказки, а ребёнок, шагает по группе и на каждый шаг называет героя из этой сказки.
- Помоги герою найти свою сказку.
Цель: закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.
Описание. На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.
- Покажи мимикой и жестами.
Цель: учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать воображение, наблюдательность.
Описание. Воспитатель предлагает детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов.
- Шкатулка. Цель: развитие речи, памяти, мышления.
Описание. Воспитатель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё качества характера, пожелания и т.д.
Например. Соберите в шкатулку всё, что необходимо герою с вашей точки зрения, всё, что поможет ему в дальнейшем.
Дети ещё могут сочувствовать, сопереживать. Задача ДОО – не дать задавить эти ростки реальностью жёсткой жизни, а делать всё необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребёнка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.
Используемая литература
- Большева, Т. В. Учимся по сказке / Т. В. Большева. – СПб., 2001.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб., 1997.
- Зинкевич – Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. - СПб, 2000.
- Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПб., 1997.
- Нартова – Бачавер, С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии. Хрестоматия. Сказки народов мира / С. К. Нартова - Бачавер. - М., 1996. - с. 3 – 14.
- Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия / Д. Ю. Соколов. - М., 2000. – с. 148.
- Стрелкова, Л. П. Уроки сказки / Л. П. Стрелкова. – М., 1989.
- Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с литературой / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. – М., 1998.
- Ушакова, О. С. Придумай слово / О. С. Ушакова. – М., 2004.
- Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой / Л. Б. Фесюкова. – Харьков, 1996.