Методические рекомендации для заместителей директора по воспитательной работе

 

Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в современной школе

 

Г. Н. Воронцова, методист

МКУ «Информационно-методический центр» 

Одной из важнейших государственных задач на сегодняшний день является борьба с коррупцией.

Коррупция - это явление международного масштаба, для борьбы с которым государства объединяют свои усилия. Важной составляющей в формировании антикоррупционного мировоззрения молодёжи является использование потенциала воспитательной работы в общеобразовательных организациях.

Создание системы антикоррупционного воспитания предполагает уточнение ряда терминов, определяющих сущность коррупции как социального явления.

Когда-то слово «коррупция» означало испорченность и моральный упадок. Сейчас она кратко характеризуется как злоупотребление общественной властью для получения личной выгоды.

Корру́пция (от лат. corrumpere – «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

Выделяют отдельные проявления коррупции.

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции:

  • коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий;
  • коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, который предполагает ряд традиционных действий (взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей);
  • коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов и правил с использованием подкупа должностных лиц;
  • коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей.

Такое многообразие взглядов на коррупцию порождает многочисленные сложности при его искоренении и необходимость системных усилий со стороны общества, государства, каждого человека по борьбе с коррупцией.

Выделяются следующие признаки коррупции:

1.  Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы.

2. Стороны действуют по обоюдному согласию.

3. Обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества.

4. Обе стороны стараются скрыть свои действия.

Можно выделить два вида коррупции:

  • «По правилам»: - вознаграждение за упрощение формальностей, когда взятка дается с целью получить приоритетное обслуживание в чем-то, что получатель обязан делать по закону.
  • «Против правил»: взятка, данная с целью получения услуг, которые получатель не должен оказывать по закону.

Четырехкратный эффект коррупции:

Политический: чиновники государственных учреждений и органов преступают закон, когда используют служебное положение для личной выгоды. Наибольший вред коррупция наносит странам с развивающейся демократией.

Экономический: сокращение национального богатства. Размещение дефицитных государственных средств в неэкономичные проекты. Удерживание инвестиций.

Общественный: подрывает доверие граждан к власти. Крушение надежд и общая апатия в разочарованном обществе приводят к его гражданской слабости.

Экологический: небрежное использование природных ресурсов. Неудовлетворительная система регулирования.

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в общеобразовательных организациях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся.

Цель антикоррупционного воспитания – воспитание ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

  • Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
  • Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
  • Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Основными компонентами системы антикоррупционного воспитания в общеобразовательной организации является:

  • отсутствие случаев коррупционного поведения в общеобразовательной организации;
  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
  • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
  • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

В общеобразовательной организации можно выделить ряд последовательно решаемых задач. В процессе преподавания права и обществоведения, внеурочной деятельности постепенно вводится и объясняется понятие «коррупция». Нет особого смысла вводить это понятие раньше.

Основным результатом антикоррупционного воспитания является подготовка человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходимо в общеобразовательных организациях организовать работу с ребенком в различные возрастные периоды.

В начальной школе особое внимание необходимо обратить на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении этих правил, поэтому антикоррупционное воспитание может строиться на анализе отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка. Это позволяет определить базовую задачу антикоррупционного воспитания как формирование потребности в соблюдении правил поведения в процессе взаимодействия с хранителями порядка. В содержание воспитания учащихся 1–4-х классов можно ввести особый раздел: например, «Хранители порядка». В рамках этого раздела педагоги будут знакомить детей с различными профессиями и должностями, носители которых являются хранителями порядка, и правилами взаимодействия с людьми этих профессий. Помимо информационно-просветительского блока особое внимание следует обращать на привлечение учащихся к поддержанию порядка в классе. Учащимся предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением порядка. Наиболее простое поручение из них – это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил. Подчинение дежурному, отказ от угроз и подкупа дежурного будет показателем формирования уважительного отношения к хранителю правил. Создание системы ролевых игр будет способствовать закреплению этой роли, выращиванию человека, который гордится тем, что он является хранителем правил, сам их соблюдает и не позволяет нарушать эти правила никому даже в случае подкупа и угрозы. При этом учитель должен быть примером, выступать в качестве основного хранителя правил школьной жизни и независимо от того, как к нему относятся учащиеся класса, не позволять их нарушать. Кроме этого, в жизни класса должно быть как можно меньше ситуаций, когда делается исключение из правил. Особенно важно не нарушать правила для поощрения деятельности учащегося (к примеру, мы нарушим правила и закончим урок пораньше, потому, что вы себя хорошо вели). Учащиеся должны понимать, что учитель не сам придумывает и меняет правила жизни, а выступает в качестве хранителя общих правил жизни, принятых в обществе. В начальной школе понятия, связанные с коррупцией не вводятся.

В 5–7-х классах возможно решение более сложной проблемы, направленной на формирование совместного создания и сохранения правил. Необходимо, чтобы к концу 7-го класса большинство учащихся обладали практическими навыками по организации взаимодействия друг с другом на основе соблюдения правил. Это позволяет в систему и содержание воспитательной работы в 5–7-х классах добавить новый раздел: «Организаторы порядка». Ведущей технологией реализации этого раздела будет организация коллективной творческой деятельности.

В 8–9-х классах возникает необходимость осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. Для этого необходимо создание ситуаций, в которых учащиеся обретают опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. Это позволяет в рамках системы воспитания добавить еще один раздел под названием «Успех без нарушений». В рамках этого раздела помимо информационно-просветительной составляющей, направленной на изложение способов честного решения проблем, создаются ситуации решения жизненных проблем на основе индивидуального выбора. Основная задача представляется достаточно сложной: демонстрация учащимися эффективности жизнедеятельности по существующим нормам и правилам. Ведущей формой воспитательной работы становится деловая игра, в ходе которой учащиеся самостоятельно решают поставленную задачу. Элементом социальной практики может стать организация ученического самоуправления в классе, увеличение числа поручений для учащихся класса с определенными властными полномочиями. Важным элементом антикоррупционного воспитания становится система практикумов по овладению навыками вне коррупционного решения проблем. Желательно, чтобы составной частью этих практикумов стали реальные жизненные ситуации. В процессе этой работы происходит осознание учащимися основных способов жизнедеятельности и решения жизненных проблем. Одной из них становится проблема взаимодействия с представителями власти.

В работе с учащимися 9–11-х классов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи учащиеся на уроках права и обществознания подробно изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В процессе внеурочной деятельности особое внимание обращается на проведение дискуссий по данной теме, способствующих выявлению жизненной позиции учащихся по данному вопросу.

Предвиденный результат антикоррупционного воспитания ‑ сформированная личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, не желающая мириться с проявлениями коррупции и способная и желающая устранить коррупцию.

Основные элементы системы антикоррупционного воспитания отражены в Таблице 1.

Таблица 1

Система антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении

Возраст учащихся

Ведущая воспитательная задача

Основное содержание воспитательной деятельности

Основные формы воспитательной работы

Учащиеся начальных классов

Формирование положительного отношения к хранителям порядка,

стремление стать хранителем порядка

Хранители порядка:

правила охраны порядка, отношения с хранителями

Беседы-убеждения,

ролевые игры

Учащиеся 5–7-х  классов

Формирование навыков совместной организации порядка в классе и школе

Организаторы порядка

Коллективно-творческие дела,

ролевые игры

Учащиеся 8–9-х классов

Формирование компетентности в решении

жизненных задач по существующим нормам и правилам

Успех без нарушений

Обучающие практикумы

Учащиеся 10–11-х классов

Формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения

Коррупция как особый вид правонарушения

Уроки,

дискуссии

Список информационных ресурсов: 

1 Антикоррупционное воспитание : Система воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении : Методические рекомендации; Учебное издание [Электронный ресурс] / Под науч. ред. С. В. Жолована. – СПб, 2010. – Режим доступа : https://sites.google.com/site/narogatke/2-metodiceskie-rekomendacii

2. Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт борьбы с коррупцией [Текст]. – М., 2004. – 420 с.

3. Коррупция и антикоррупционная политика : Словарь – справочник [Текст] / Под ред. П. А. Кабанова. – М., 2008. – 326 с.