Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в ДОО

 

О. Ю. Мельникова, методист

МКУ «Информационно-методический центр» 

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы.

Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников.

Впервые в истории российского образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная образовательная программа дошкольного образования, какие она ставит цели, определяет содержание  образования и как организована образовательная деятельность.

Основная образовательная программа (ООП) – это модель организации образовательной деятельности ДОО. Основная образовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждой дошкольной организацией.

В нынешних условиях существенно повышается роль планирования.

Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Основой образовательной деятельности является планирование.

Документом, который устанавливает перечень обязательной педагогической документации, является Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988 N 41 «О документации детских дошкольных учреждений».

В соответствии с ним основной документ воспитателя ‑ календарный план работы с детьми.

Планирование образовательной деятельности в дошкольной организации – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

На основе ФГОС ДО разработана основная образовательная программа «От рождения до школы» (далее – Программа). Проектирование образовательной деятельности при реализации Программы основывается на комплексно - тематическом принципе.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом Программа предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.

Используемые темообразующие факторы

  • первый фактор ‑ реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);
  • второй фактор ‑ воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям.
  • третий фактор ‑ события, специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность);
  • четвертый фактор ‑ события, происходящие в жизни возрастной группы.

При использовании комплексно-тематического планирования учитывается:

  • количество тем;
  • формы подготовки носят интегративный характер;
  • одной теме уделяется не более 1 недели в младших группах (должно быть выполнение конкретного дела), не менее 1 недели в старших группах ( не более 2 недель);
  • принцип возрастной адресности;
  • тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе.

Основная образовательная программа «От рождения до школы» представляет примерный план работы, который может корректироваться в соответствии с учетом специфики ДОО и региона.

Схема комплексно-тематического планирования                                                            Таблица 1

Дата

Тема

Развернутое содержание работы

Варианты

итоговых

мероприятий

       

Суть комплексно-тематического планирования

  • выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривается в процессе непрерывной образовательной деятельности (далее – НОД) по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомление с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели;
  • вся остальная НОД (развитие речи, элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему, так или иначе связаны с ней;
  • в каждой последующей НОД дается короткое повторение темы недели;
  • для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.

Комплексно - тематический принцип планирования предполагает прохождение одной темы в течение 2 – 3 недель.

Для более эффективной реализации такого плана педагогу необходимо разбить одну большую тему на более мелкие, но по смыслу связанные с основной темой. Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

Пример заполнения таблицы комплексно-тематического планирования по теме «Новый год» (для подготовительной группы):

Таблица 2

Дата

Тема

Развернутое содержание работы

Варианты итоговых мероприятий

23 – 27 ноября

«Зимние забавы»

Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта

Коллективное рисование

30 ноября – 2 декабря

С. Я. Маршак

«12 месяцев»

Расширять и обогащать представления детей о сезонных изменениях природы. Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей

Инсценировка эпизодов сказки

4 – 8 декабря

«Новогодние герои»

Формировать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику. Познакомить с происхождением героев праздника Дедом Морозом и Снегурочкой

Развлечение «Мой любимый герой»

11 – 15 декабря

«Новогодние игрушки»

Продолжать знакомить с историей новогодних игрушек. Знакомить с основами праздничной культуры

Проект «История новогодней игрушки»

18 – 29 декабря

«Новогодние традиции»

Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года в разных странах

Детско – родительский проект «Новый год в моей семье»

Следуя алгоритму построения календарного плана воспитателя, необходимо распланировать содержание работы в течение тематического периода в соответствии с темой и принципом интеграции образовательных областей.

Пример формы перспективного  планирования на тематический период.

Тема «Новый год» (3 – я неделя ноября - 4 – я неделя декабря).                                            Таблица 3

Направления работы

Планируемые результаты

Формы работы

Методическое обеспечение

Социально – коммуникативное развитие

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

     

Ребенок в семье и сообществе

     

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

     

Формирование основ безопасности

     

Речевое развитие

       

Познавательное развитие

ФЭМП

     

Развитие познавательно – исследовательской деятельности

     

Ознакомление с предметным окружением

     

Ознакомление с социальным миром

     

Ознакомление с миром природы

     

Художественно – эстетическое развитие

Приобщение к искусству

     

Изобразительная деятельность

     

Конструктивно – модельная деятельность

     

Физическое развитие

       

РППС

       

Работа с родителями

       

Форма календарного плана воспитателя может быть любая, но в последнее время распространенной формой стало табличное планирование, составленное в соответствии со структурными компонентами образовательной деятельности в течение дня.

Таблица планирования образовательной деятельности в течение дня.                      Таблица 4

Режимные моменты

Совместная деятельность взрослого и воспитанников направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации

Организация развивающей предметно — пространственной среды для поддержки детской инициативы

(уголки самостоятельной активности)

Групповая,

подгрупповая

Поддержка индивидуальности воспитанника

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

2

3

4

5

6

Утро:

       

Непрерывная образовательная деятельность

Указывается форма деятельности

Цель деятельности

Материал

Источник методической литературы или сам ход деятельности

Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка:

       

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

       

Вечер:

 

       

Прогулка:

 

       

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. С позиции руководителя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОО и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такая форма работы создает системность в реализации ООП по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Литература

  • От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 [Зарегистрированного в Минюсте России 14.11.2013 N 30384] – М. : Центр педагогического образования. – 2014. – 32 с.