| 
 Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.  | 
Области применения Интеллект-карт:
| 
 · создание ясных и понятных конспектов лекций; · максимальная отдача от прочтения книг/учебников; · написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.  | 
|
| 
 Запоминание · подготовка к экзаменам; · запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…  | 
|
| 
 · вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают; · проведение деловых встреч и переговоров.  | 
|
| 
 · управление временем: план на день, неделю, месяц, год… · разработка сложных проектов: нового бизнеса,…  | 
|
| 
 · генерация новых идей, творчество; · коллективное решение сложных задач.  | 
|
| 
 · четкое видение всех «за» и «против»; · более взвешенное и продуманное решение.  | 
Интеллект-карты (в оригинале Mind maps®) это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
Обучение.
В контексте обучения, интеллект-карты можно использовать для следующих задач:
- Конспектирование
 - Учебников, книг, статей
 - Лекций на слух
 - Написание статей/рефератов/курсовых
 - Анализ/понимание
 - Запоминание
 - …
 
Конспектирование
«В одно ухо влетело, из другого вылетело». Как часто бывает, что прочли учебник, вроде все поняли, но за 2-3-4 недели промежутка между прочтением и сдачей экзамена все вылетело из головы. И часто, чтобы вспомнить весь материал необходимо заново прочитать 200-300 страниц учебника.
А хотелось бы просмотреть 2-3 страницы конспектов, которые бы с 90% точностью позволили бы восстановить в голове информацию о прочитанных 200-300 страницах.
Именно это и позволяют сделать Интеллект-карты.
Написание статей/рефератов/курсовых
Как часто бывает, что смотрим на белый лист бумаги, ждем когда же придет муза, а ее все нет и нет… Или пишем, пишем текст, и вдруг попадаем в тупик… текст дальше не льется… Что делать, как вырваться из творческого тупика?
Хороший вариант: сначала набросать план вашей статьи в виде интеллект-карты. И потом уже на этот скелет наращивать весь остальной текст.
Примеры:
План книги «The mind-map book», по которому Тони и Барии Бьюзены написали свою книгу.
Анализ/понимание
Бывает так, что прочли страницу текста, и …. Ничего не понятно. Прочли еще раз…. Опять непонятно. Или у автора слишком сложные мысли, или они слишком перепутаны… Возникает желание разложить эти мысли по полочкам, чтобы в них не плутать, а четко и ясно понимать, что из чего следует.
Использование карт позволяет
А) Лучше понять ход мыслей автора.
Б) Увидеть логические ошибки и противоречия, которые автор допускает.
В) Лучше проанализировать текст.
Г) Дополнить своими мыслями.
Д)…
Запоминание
Иногда требуется запомнить какую-то информацию (перевести ее в долговременную память). Для этого также отлично подходят интеллект-карты, т.к. требуется запоминать не 100 страниц текста, а 100 ключевых слов. Что гораздо проще!
Для того, чтобы карта отложилась в долговременной памяти необходимо ее повторить несколько раз.
По Тони Бьюзену: После одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие:
- Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
 - Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
 - Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
 - Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут
 - Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут
 - Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут
 - Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут
 
В результате усвоенный материал окажется закрепленным в долговременной памяти.
Программа для создания интеллект-карты: Mind Manager.
Видео инструкция по разработке интеллект-карт в этой программе:
http://elchashina.ru/video/kak-polzovatsya-programmoj-mind-manager.html
Применительно к преподаванию «Информатики» представляется целесообразным использование центральным объектом в качестве базовой порядковой идеи интеллект-карты само понятие – «Информатика». Это понятие, являясь ключевой концепцией, позволяет концентрировать вокруг себя основную массу ассоциаций, расходящихся от центрального образа в виде ветвей. Вторичные идеи, такие как «Информация», а также «Вычислительная техника» и пр., изображенные в виде ветвей, являющихся дочерними от ветвей более высокого порядка, образуют связную узловую систему.
Литература:
- http://festival.1september.ru/articles/602963/
 - http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/ispolzovanie-intellekt-kart-na-urokah
 - http://elchashina.ru/video/kak-polzovatsya-programmoj-mind-manager.html
 
Как рисовать интеллект-карты
            
        
        
        