А.О. Борькин, методист

МКУ «Методический центр»

 

В изучении курса ОБЖ ведущую роль играет УМБ и передовые средства обучения. Это объясняется особенностями курса ОБЖ и прежде всего его многопрофильностью и практической направленностью.

Одним из основных средств обучения при изучении раздела «Основы медицинских знаний» является тренажер-манекен. Отказ от его использования влечет за собой неумение действовать в тяжелой жизненной ситуации.

Применяя на своих уроках такие средства обучения, хочется выделить ряд положительных факторов, значимость которых довольно высока:

  • безопасность обучения;
  • неограниченная возможность создания и моделирования различных ситуаций;
  • у обучающихся формируется четкое представление о приемах жизнеподдержания пострадавшего;
  • ускоренный процесс обучения.

Как обучить ученика приемам оказания первой помощи при проведении искусственной вентиляции легких абсолютно безопасного для него самого? Как научить накладывать жгут безопасно для ребенка? Без применения тренажеров это невозможно. Ранее такие приемы как «Искусственная вентиляция легких», «Непрямой массаж сердца», «Наложение жгута» и многие другие приемы первой помощи в экстренных ситуациях не отрабатывались вообще или обучение проводилось с нарушением техники безопасности подчас приводя к травме ребенка. Тренажеры-манекены сводят уровень травма опасности при обучении к нулю.

С применением тренажеров учитель получает возможность моделировать ситуации по своему усмотрению, создавая при этом различные картины происходящих событий. Педагог получает возможность обучить ребенка навыкам оказания первой помощи в быту и на улице. Разобрать ситуации на производстве и в разных сферах деятельности. Моделировать ситуации по месту произошедшего, виду транспорта, характеру видимых повреждений и т.д.

Все это позволяет сформировать у ребенка четкое представление о приемах оказания первой помощи. Применяя тренажеры системно и комплексно на уроках ОБЖ, учитель способен довести действия учащихся до автоматизма. Освоив таким образом все необходимое, ученик не будет тратить драгоценное время на лишние разговоры или действия. Он или она чётко знают, что им делать: в какую сторону повернуть голову, как перебинтовать пострадавшего, как остановить кровотечение, как наложить шину при переломе. Обучающийся сможет приступить к оказанию помощи без промедления, а это очень важно, так как во время спасения пострадавшего важна каждая секунда.

Проведение уроков ОБЖ с применением манекенов-тренажеров – это мощный стимул в обучении, средство позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность обучающихся, увеличить эффективность урока.

В тоже время есть ряд характерных ошибок учителей, применяющих на своих уроках манекены-тренажеры, которые в существенной степени снижают качество и эффективность их применения:

  • при обучении приемами поддержания жизни пострадавшего манекен расположен не на полу, а на приподнятой поверхности (стол, парта и т.п.);
  • манекен используется только в качестве наглядного материала, без практической части;
  • применение интерактивных функций тренажера с первых же занятий;
  • применение тренажера, только для обучения комплексу сердечно-легочной реанимации;
  • нарушение алгоритма действий при оказании первой помощи.

Большое значение при обучении навыкам оказания первой помощи имеет правильное расположение манекена. Зачастую преподаватель располагает манекен на столе или парте, таким образом, у обучаемого формируется абсолютно неправильный навык. В реальной жизни пострадавший всегда лежит на земле или на полу, что существенно изменяет процесс оказания первой помощи. Пример, при обучении комплексу сердечно-легочной реанимации, важным элементом является сообщить учащимся о необходимости выполнения правильного наклона над пострадавшим, о необходимости выполнения компрессионных движений за счет мышц спины, а не за счет сгибания и разгибания рук. Работая с манекеном на парте ученику, приходится сгибать локти, что является грубой ошибкой. Моделируя такую ситуацию на полу в кабинете, педагог контролирует и угол наклона, и отсутствие сгибания рук в локтевых суставах. Обучаемый, проделав комплекс реанимации на полу, меньше утомляется, а также при выполнении таким образом упражнения на позвоночник ребенка ложится меньшая нагрузка.

Немаловажным является применение манекена не только в качестве наглядного материала на уроке. Ученик должен сам попробовать, ведь как известно теория без практики не работает. Многие ссылаются на недостаточность учебного времени на уроке, но это не может являться объективной причиной для отказа от практической части. Для решения этой проблемы, свои уроки можно построить, разбив учеников на группы и на станции, у каждой группы будет своя задача и свое время работы на станции, которое необходимо продумать заранее. Организуя урок таким образом решается большинство проблем с применением тренажеров и нехватки времени.

Существенной ошибкой является применение интерактивных функций тренажера на первых этапах обучения. Особенно это важно учитывать при обучении в 5-6 классах. Сигнал на тренажере, сообщающий о неправильных действиях, на первом этапе обучения в этом возрасте может привить ребенку страх при оказании первой помощи, который впоследствии способен перерасти в фобию, в боязнь сделать пострадавшему хуже. Все функции манекена необходимо включать только после того, как в совершенстве учащиеся освоят весь комплекс. Интерактивный режим необходимо использовать для совершенствования навыка, а не в процессе его становления.

Еще одним заблуждением является применение тренажера только для проведения комплекса «Сердечно-легочной реанимации». Большинство тренажеров в школах, это полноценный манекен, выполненный в рост взрослого человека. Такой тренажер позволяет обучать навыкам, извлечения из транспортного средства, навыкам бинтования, наложения давящей повязки, жгута, навыкам извлечения инородного тела из дыхательных путей пострадавшего. Все это важно, так как неизвестно с чем возможно придется столкнуться обучаемому в жизни.

Применяя тренажер, важно не забывать о существующем алгоритме оказания первой помощи. Иногда при обучении педагог намеренно в целях экономии времени сокращает и не выполняет каждый этап в отдельности. В таких случаях необходимо после создания первоначального впечатления о приеме, напомнить с чего все начинается при оказании первой помощи и в какой последовательности выполняется.

Учитывая все вышеперечисленное, хочется сказать о необходимости обязательного применения манекенов-тренажеров на уроках ОБЖ при изучении раздела «Основы медицинских знаний». В тоже время учителям необходимо анализировать свою деятельность и стараться не допускать ошибок при обучении.

 

Список литературных источников:

  1. Абрамова, С. В. Современные общие тенденции и факторы подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности [Текст] / С. В. Абрамова // Вестник череповецкого педагогического института. – 2007. –№ 4 - С. 111.
  2. Погодин, Ю. И. Первая помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях: современные медико-педагогические аспекты и методология способам ее оказания [Текст] / Ю. И. Погодин, А. С. Володин. - Медицина катастроф. т. 1. – М., 2017. - С. 87 – 201.
  3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федеральный закон [21.11.2011 N 323-ФЗ] [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
  4. Голуб, Н. Е. Обучение приемам догоспитальной реанимации тренажерным методом [Текст] / Н. Е. Голуб // Бюллетень Сибирского научного центра Российской академии медицинских наук. – 2010. - № 1. - С. 682.