И.М. Крылова, методист

МКУ «Методический центр»

 

Наиболее распространенными в практике работы учителей являются следующие функции оценивания результатов музыкального развития учащихся: диагностическая, контрольная, обучающая, мотивационно-стимулирующая, воспитательная, инновационная.

При разработке диагностических, проверочных тестов, контрольно-измерительных материалов (КИМ), создания фонда оценочных средств (ФОС), участия во Всероссийских проверочных работах (ВПР) педагоги-музыканты должны учитывать несколько значимых критериев:

– ориентация на содержание конкретной программы и учебника «Музыка», по которому обучаются школьники;

– выявление личностно-ориентированной позиции учащихся, их отношения к эстетически-нравственным ценностям музыкального искусства, представленных в фольклоре, музыке религиозной традиции, шедеврах классики, современной музыке;

– степень усвоения учащимися основных закономерностей музыкального искусства – конкретных знаний и сведений о музыке, ее категориях и понятиях;

– определение объема музыкально-слуховых представлений школьников, их интонационно-образного и стилевого словаря («тезауруса»);

– возможность сочетания диагностики и самодиагностики учащихся в процессе определения эффективности формирования планируемых результатов обучения музыке (что особенно важно в подростковом возрасте);

– учет особенностей технологий, применяемых на уроках музыки, так как эти технологии должны иметь явно выраженный деятельностный и прогнозируемый характер;

– адекватность предлагаемых методик диагностик возрастным критериям восприятия и исполнения музыки школьниками.

Считаем целесообразным высказать мнение о том, что большинство тестов и диагностических заданий должно опираться на звучащую музыку (мелодия, сыгранная учителем, главная тема сочинения, предложенная в записи и т.п.). Возможны также и тесты, в которых будет предложено интонирование мелодий учащимися «про себя», их сопоставление и сравнение, а также определение мелодий по звучащей фактуре (сопровождению) вступлению, автоподбор аккомпанемента к знакомой или незнакомой песне, мелодии инструментального сочинения (на клавиатуре синтезатора) и т. п.

Одной из форм экспресс-диагностики уровня усвоения содержания музыкального произведения школьниками, его духовно-нравственных основ может служить прием «синквейна». Словесное выражение содержания музыки, отношения к нему учащихся-слушателей (или исполнителей) выражается в пяти строчках текста: первая – одно существительное (или местоимение); вторая – два прилагательных (или причастия); третья – три глагола, отражающих характер действия главного героя, персонажа, композитора; четвертая – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету; пятая – слово-вывод, характеризующее суть высказывания.

При составлении контрольно-измерительных материалов (диагностических тестов, анкет) можно использовать различные типы заданий:

– определить на слух музыкальное произведение, его композитора, название;

– выбрать из предлагаемых названий произведений то, которое прозвучало (в записи, в исполнении учителя, одного из учащихся);

– определить жанр сочинения (выбрать из предлагаемого списка); выбрать из перечня фамилию композитора, его сочинившего;

– определить, к какому стилю (народная – композиторская, старинная – современная, русская – зарубежная; классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, модерн и др.) относится прозвучавшая музыка;

– назвать средства музыкальной выразительности, которыми создан музыкальный образ; выбрать из предлагаемого списка средства музыкальной выразительности прозвучавшего сочинения;

– дать словесную характеристику музыкальному произведению (эмоциональный словарь); выбрать из предлагаемого перечня слова, словосочетания, наиболее полно отражающие характер и содержание музыки;

– определить состав исполнителей данного сочинения или выбрать из предлагаемого списка исполнителей;

– определить на слух форму музыкального сочинения; записать ее в графическом рисунке; выбрать из предлагаемого списка название формы;

– выбрать из нотных примеров тему, главную мелодию знакомого произведения, которая прозвучала (в записи или в исполнении учителя);

– изобразить графически движение прозвучавшей мелодии (линия), ее ритм (точки, вертикальные линии), ощущение цветовой гаммы (краски); изобразить линией движение прозвучавшей мелодии, передав в рисунке жанровую принадлежность, кульминацию, динамику;

– выбрать из предложенных в записи ритмических формул ту, которая является основой прозвучавшей мелодии, темы;

– определить на слух голоса исполнителей, тембры музыкальных инструментов, тип хора или оркестра;

– прочитать предложенное стихотворение и подобрать к нему возможные жанры, средства музыкальной выразительности, форму («Если бы я был композитором…»); после прослушивания музыкального сочинения выбрать из предлагаемых стихотворных отрывков тот, который наиболее созвучен музыке;

– продолжить ряд музыкальных произведений, близких по образному строю и содержанию тому, что прозвучало («Образы природы нарисованы в…»);

– спеть песню (мелодию музыкального сочинения крупных жанров), оценить свое собственное исполнение;

– сочинить мелодию (на заданные текст, интонацию, ритм), продолжить музыкальную фразу, придумать ритмическое сопровождение к фрагменту музыкального сочинения и т.п.

– осуществить «парное оценивание» самостоятельной работы или теста (при работе в парах);

– рассмотреть репродукции картин (на доске или страницах учебника) и назвать знакомые музыкальные произведения, созвучные образам живописи;

– сравнить два художественных произведения (музыка – литература, музыка изобразительное искусство), назвать общие средства выразительности;

– послушать незнакомое сочинение (не менее двух раз) и написать в свободной форме короткую заметку о нем в газету (сделать репортаж, сочинить рекламный ролик, написать рассказ и пр.);

– составить рецензию, отзыв на концерт классической или популярной музыки;

– послушать знакомое (незнакомое) произведение и сформулировать 3–4 вопроса для одноклассников по поводу его содержания, языка, формы, стиля;

– продолжить высказывание («Балет – это…»; «Программная музыка – это…»; «Дирижёр – это музыкант, который…»);

– составить программу урока-концерта из произведений народной, религиозной, классической и современной музыки, используя рубрики: «Слушаю», «Исполняю», «Размышляю», «Сочиняю», «Высказываю свое отношение» и т.п.;

– подобрать «звуковую дорожку» для предлагаемого информационного или литературного текста;

– составить программу музыкального вечера на предлагаемую тему;

– написать, какие собственные мысли и чувства созвучны предложенному для восприятия музыкальному сочинению;

– озвучить знакомыми музыкальными произведениями цитату, высказывание композитора, исполнителя, слушателя (например, «Утешение, спокойствие, ощущение счастья я черпаю только в себе самом». П. И. Чайковский);

– высказать свое собственное суждение по поводу мысли композитора, исполнителя, слушателя;

– посмотреть фрагмент фильма (документального, художественного, мультипликационного) и ответить на вопросы теста;

– посмотреть слайды компьютерной презентации и выполнить диагностические задания;

– дать самооценку (в баллах, отметках, условных обозначениях: +  отлично;  + – хорошо;  – удовлетворительно;  – – плохо) собственных достижений в музыкально-практической деятельности (пении, музицировании, драматизациях и т. п.);

– выполнить домашнее задание с использованием книг о музыке и музыкантах, энциклопедий, сети Интернет, Российской электронной школы.

 

Источник информации

  1. Вестник Просвещения. – 2019. - № 3 [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://vestnikprosveshheniya.ru/publikacii/v_pechatnom_zhurnale/arkhiv_zhurnalov