Долгих О.В., методист
МКУ «Методический центр»
Анализ как универсальное действие представляет собой конструкт, базирующийся на логическом рассуждении:
1. Что я анализирую? (Объект и цель)
2. С какой точки зрения я анализирую? (Аспект)
3. Какие части целого я выделяю? (Существенные признаки)
4. Что узнал в итоге? (Вывод)
Определение объектов, целей, аспектов и критериев анализа зависит от того в какой сфере или области деятельности проводится анализ.
Целью анализа урока является изучение внутренних существенных связей и взаимоотношений на уроке путем деления их на составные элементы.
Объектом анализа урока служит совокупность всех компонентов педагогического мастерства либо отдельные его составляющие в рамках урочного времени. В зависимости от объекта анализа урока определяются аспекты и критерии анализа.
Методика анализа урока должна соответствовать объекту исследования, поэтому в ее основе должны лежать ведущие элементы урока, которые будут представлять собой систему. Как правило, ведущими элементами анализа урока являются:
1. Цель и планируемые результаты.
2. Методы и приемы обучения.
3. Содержание учебного материала.
4. Формы организации деятельности.
5. Реальный результат.
Дополнительные элементы могут добавляться в том случае, когда анализирующий желает видеть полную картину работы механизмов образовательной деятельности в рамках учебного занятия. Нужно иметь в виду, что аналитическая деятельность должна являть собой не констатацию наличия тех или иных составляющих урока, а рефлексию, помогающую ответить на вопросы: способствует ли организованная учителем деятельность достижению поставленных целей, планируемых результатов, совпадает ли цель урока с его конечным результатом, какая работа была проведена учителем для получения положительного результата, или, наоборот, какие условия оказались причиной отрицательной динамики.
Рассмотрим некоторые аспекты и критерии, которые могут дополнительно входить в состав структурных компонентов анализа урока. В первую очередь необходимо отметить аспект, касающийся организации деятельности на уроке в соответствии ФГОС. В качестве критериев оценки по данному аспекту могут выступать:
- ориентация на новые образовательные результаты;
- отработка контролируемых элементов содержания;
- формирование УУД;
- метапредметность урока;
- интергация;
- наличие современных технологий, приемов организации деятельности;
- деятельностная структура урока;
- дифференциация по уровню обученности, канала восприятия информации, ведущего полушария, ОВЗ и др.;
- самооценка и рефлексия.
Не менее важным аспектом является психологическая и валеологическая составляющая урока, которая может оцениваться с помощью таких критериев, как:
- микроклимат;
- соблюдение требований СанПин к кабинету и к различным видам деятельности на уроке.
Стоит ещё раз обратить внимание на то, что анализ урока – это не перечисление фактов и не пересказ увиденного, а оперативная обработка информации, с целью выявления положительных и отрицательных тенденций. Анализ урока - это вердикт, на основании которого администрация образовательной организации может принять своевременные управленческие решения и оказать помощь при необходимости. В свою очередь, учитель может как бы «чужими» глазами взглянуть на свою работу. Анализ побуждает учителя к самоанализу, в ходе которого педагог уже сам может оценить свое педагогическое мастерство, выявить затруднения и построить свой индивидуальный маршрут развития и совершенствования педагогических компетенций.
Источники информации
Педагогический анализ урока. Методические рекомендации для учителей, руководителей школ, студентов [Электронный ресурс] - Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/064/13380.php