В соответствии с Государственным стандартом начального общего образования 2009 года в число требований к результатам обучения младшего школьника входят сформированные умения работать с различными источниками и видами информации.
Один из исследовательских подходов к решению этой задачи может быть рассмотрен на примере таблиц. Традиционно таблица определяется как способ представления информации в ячейках, устроенных специальным способом. Причём в каждой из них сопоставлена пара значений – номер строки и номер ячейки. Эти особенности таблицы определяют её возможности систематизации информации, поэтому обучение использованию такого способа обобщения материала целесообразно начинать уже на первой ступени школы.
Опыт работы с таблицей показывает, что при изучении нового материала она позволяет компактно представить информацию, схематично показать все существующие связи, систематизировать материал: например, на уроках математики это таблицы сложения, умножения, на уроках русского языка - таблица падежных окончаний и т.д.; при закреплении материала таблица нужна для воспроизведения материала, осознания того, насколько усвоены связи между понятиями. Детям необходимо помочь выделить признаки, по которым осуществляется размещение информации в таблице, установить связи, понять зависимость между разными частями таблицы.
Таким образом, умение работать с информацией, предоставленной в таблице, может многое рассказать о сформированности знаний школьников по конкретной теме. При обобщении изученного материала также удобно применять таблицу: она позволяет его систематизировать и упорядочить. При контроле знаний в ходе проверочной работы целесообразно использование данного способа представления информации в качестве справочного материала.
Актуальность проблемы формирования умений работы с таблицами как способом предъявления информации подтверждается и тем, что дети достаточно часто встречаются с ним в повседневной жизни: это и расписание, и цены, и график дежурств и т.п. Следовательно, можно сделать вывод о том, что умение «читать» таблицы, получать из них информацию является универсальным, необходимым как для решения учебных задач, так и в повседневных, бытовых ситуациях.
Рассмотрим особенности умения работать с таблицей как универсального действия. Оно включает совокупность следующих действий:
- мотивационных;
- процессуальных;
- контрольно-оценочных.
Каждое из данных действий в разной степени может применяться на всех этапах овладения знаниями: при изучении нового материала, закреплении, обобщении и контроле знаний. Рассмотрим каждое действие подробнее.
Формирование мотивационных действий при работе с таблицей
К мотивационным действиям относятся те, которые помогают ученику принять учебную задачу, осознать мотив деятельности, понять, зачем ему нужна таблица, а значит, впоследствии решить поставленную задачу, отбирая материал. Следовательно, необходимо:
- сформулировать тему таблицы;
- соотнести её название и представленные в ней данные;
- осознать информацию, содержащуюся в каждой ячейке;
- использовать ознакомленное действие.
Чтобы сформировать все вышеперечисленные действия, нужно провести специальную работу. Однако учитель не всегда может найти соответствующий материал в учебнике математики. Кроме того, как правило, задания, предполагающие таблицы, однотипны и не направлены на осознание её структуры. В этом случае педагогу приходится самому подбирать материал для работы.
Примером такого материала может служить следующее задание по математике для учащихся третьего класса: рассмотри таблицу и ответь на вопросы.
Таблица 1
Цены на билеты в кинотеатр, рубли
Билеты |
Дни недели |
||||||
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
воскресенье |
|
детский |
100 |
выходной |
120 |
120 |
120 |
150 |
150 |
взрослый |
150 |
180 |
180 |
180 |
250 |
250 |
Правильно ли, что в таблице представлении цены на детские и взрослые билеты в кинотеатр? На какой день нельзя в кинотеатре нельзя купить билет?
Как видно, задания такого типа не только помогают решать собственно математические задачи, но и направлены на выяснение того, понимает ли ученик, как устроена таблица, может ли он ориентироваться в ней.
Какие учебные операции должен в этом случае провести ученик? Он анализирует название (заголовок) таблицы, соотносит значения данных столбцов и строк, находит необходимую информацию в соответствии с поставленной задачей.
При выполнении этого задания могут возникнуть ошибки: ребёнок неверно определяет день, неправильно оценивает представленную информацию. В таком случае основной причиной ошибок, как правило, является несформированность у школьника мотивационных действий, отсутствие положительной мотивации и понимания информации, необходимой для решения учебной задачи. Чтобы избежать подобных ошибок, целесообразно использовать разные методические приёмы:
- в совместной с учащимися деятельности выяснить назначение таблицы (зачем она нужна, какова необходимость таблицы для выполнения предложенного задания, как ею пользоваться);
- обратиться к имеющемуся у ребят опыту работы с таблицами (показать расписание уроков/движения автобусов, поездов, прочитать его вместе);
- подробно (пошагово) определить последовательность работы при поиске информации в таблице, её анализе.
Формирование процессуальных действий при работе с таблицей
Рассмотрим следующую группу действий при работе с информацией. В данную группу входят процессуальные действия:
- операции с данными, представленными в таблице;
- нахождение в таблице конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде;
- осуществление различных видов чтения (ориентировочное или поисковое, в соответствии с поставленной задачей);
- воспроизведение и дополнение содержания таблицы;
- сравнение между собой ячеек, соотнесение тех строк, столбцов, ячеек, которые необходимы для ответа на поставленный вопрос;
- деление данных таблицы на смысловые и логические части в соответствии с поставленной задачей.
На формирование этих умений так или иначе направлено большинство заданий, связанных с работой с таблицей. Однако в них нужен определённый порядок, нацеленность на формирование конкретных умений. Приведём пример задания по математике для третьего класса: рассмотри таблицу и ответь на вопросы.
Цены на билеты в кинотеатр, рубли
Билеты |
Дни недели |
||||||
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
воскресенье |
|
детский |
100 |
100 |
120 |
120 |
120 |
150 |
150 |
взрослый |
150 |
150 |
180 |
180 |
180 |
250 |
250 |
Хватит ли Жене на покупку билетов в кино во вторник, если ему нужно купить билеты себе, маме и другу Васе, а у него есть 400 рублей? Сколько денег останется у Жени?
Для решения этого задания требуется найти необходимые данные, выполнить с ними действие (сложение) и затем соотнести полученный результат с представленными в таблице данными.
Сколько денег нужно взять с собой, чтобы Маша могла пойти с мамой в кино в среду? В какой день могут пойти в кино Миша и Саша, если у них есть на двоих 300 рублей?
Для выполнения этого задания необходимо, помимо математического действия (соотнести результат, полученный от сложения чисел в ячейке, с данными вопроса), определить подходящие дни недели, то есть соотнести полученный результат с «входными данными» ячеек таблицы. Таким образом, речь идёт о действии соотнесения, которое при чтении и работе с таблицей имеет особое значение.
У школьников могут возникнуть следующие ошибки: дети указывают цены на билеты наугад. В таком случае не понят принцип зависимости строк от столбцов, не сформировано умение «читать» и понимать взаимосвязи между строками и столбцами в таблице. Ученики могут при решении не учесть цены на билеты в конкретный день недели или возрастную категорию; при верном числовом ответе единицы измерения могут оказаться неверными. Дети допускают и другие ошибки: неправильно выбран столбец или определён день недели, в который можно пойти в кино и т.п. Все ошибки свидетельствуют об одном: неготовности к выполнению процессуальных действий. Для их формирования необходимо провести учебный диалог и обсудить ответы на следующие вопросы:
- Сколько стоят билеты для взрослого и ребёнка во вторник?
- Сколько нужно заплатить за билет для взрослого во вторник и в среду?
- На сколько детский билет в субботу дороже, чем во вторник?
- На сколько дороже билеты для взрослого и ребёнка в субботу, нежели в среду?
- В какой день билеты для детей стоят меньше 100 рублей? Больше 100 рублей?
Особое внимание нужно обратить на вопросы, связанные с ориентированием в таблице, а именно:
- Куда следует обратиться, чтобы найти нужную информацию? Как это сделать
- Сколько стоят билеты в кинотеатр в понедельник? Куда надо посмотреть, чтобы это определить?
- Сколько стоят в кинотеатре детские билеты? Как это узнать?
Учитель проверяет усвоение детьми понятий «столбец» и «строка» («покажите столбец», «покажите строку»); предлагает найти заданное значение в столбце, строке («покажите ячейку», «что указывается в нижней строке? в последнем столбце?»); просит объяснить, как это можно узнать.
В случае необходимости педагог напоминает последовательность действий: какие «шаги» необходимо сделать для выполнения работы. При этом последовательность может быть следующей:
- рассмотреть таблицу, обратить внимание на её заголовок;
- отметить количество строк и столбцов;
- обратить внимание на верхнюю строку и проанализировать её данные;
- проанализировать первый столбец;
- соотнести данные в строках и столбцах.
Желательно, чтобы ребёнок, совершивший ошибки, повторил объяснение учителя, тем самым лучше усвоив последовательность действий, которые необходимо выполнить при ответе на вопросы.
В результате подробного и детального разбора задания, ответа на дополнительные вопросы у третьеклассников постоянно формируются процессуальные действия.
Формирование контрольно-оценочных действий при работе с таблицей
К контрольно - оценочным действиям при работе с информацией, представленной в таблице, относятся умения:
- подтверждать свои выводы данными из таблицы;
- оценивать достоверность представленной в таблице информации;
- оценивать правильность своего утверждения при решении заданий;
- доказывать свою точку зрения с помощью данных их таблицы;
- в процессе работы выявлять противоречивую информацию, проверять её истинность или недостоверность, исправлять или дополнять её.
Примером может служить следующее задание по математике для третьего класса: рассмотри таблицу и ответь на вопросы.
Таблица 3
Цены на билеты в кинотеатр, рубли
Билеты |
Дни недели |
||||||
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
воскресенье |
|
детский |
100 |
100 |
120 |
120 |
120 |
150 |
150 |
взрослый |
150 |
150 |
180 |
180 |
180 |
250 |
250 |
Аня утверждает, что детский билет в среду стоит 150 рублей. Права ли Аня и почему?
У Вити есть 200 рублей. Он сказал, что ему хватит денег на кино, если он с другом пойдёт смотреть его во вторник. Прав ли Витя? А если Витя пойдёт в кино с мамой, хватит ли ему денег?
Задания направлены на оценку достоверности информации. Они акцентируют внимание учеников и формируют их ответственность.
Обратим внимание учителя на то, что в практике обучения данных заданий используется меньше всего. Как правило, хуже всего отрабатываются действия анализа, контроля и оценки, при несформированности которых дети совершают при чтении таблицы непредвиденные ошибки.
Сделаем выводы. Таблицы занимают важное место в учебном материале начальной школы, т.к. являются удобной формой представления информации. Изложенный в них материал отличается наглядностью, краткостью, систематизированностью и чёткостью представления. Это позволяет школьникам быстрее и лучше запомнить необходимую информацию.
Вместе с тем таблицы – более сложный вид представления информации, нежели обычный текст. Поэтому работе с таблицами нужно уделять особое внимание, используя для этого задания, развивающие универсальные действия «чтения» заключённой в таблицах информации. Хотелось бы также подчеркнуть целесообразность использования таблиц с информацией, которая часто встречается детям в повседневной жизни.
Литература
1. Фатеева,Т. С. Работа с информацией как универсальное учебное действие младшего школьника / Т. С. Фатеева // Начальное образование. – 2010. - № 5. – С. 38 - 41
Информацию предоставила О.В. Долгих, методист МКУ «Методический центр».