В. В. Бондина, методист

МКУ «Информационно-методический центр»

 

Обучающиеся основной школы при освоении основной образовательной программы основного общего образования усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их.

Для достижения метапредметных результатов освоения программы они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей;

- представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты;

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- резюмировать главную идею текста;

- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, – интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

- критически оценивать содержание и форму текста [1].

Требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования привели к изменению в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования (далее – ОГЭ), для проведения государственной (итоговой) аттестации (далее – ГИА) по физике.

Одним из достижений планируемого результата обучающегося при работе с текстами физического содержания, будет выполнение выпускником 9 класса заданий №№ 20, 21, 22 контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по физике в 2017 году.

В «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по физике» выделены требования к пониманию текстов физического содержания, которые проверяются заданиями №№ 20, 21, 22. Для одного и того же текста формулируются вопросы, которые контролируют умения:

- понимать смысл использованных в тексте физических терминов;

- отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;

- отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;

- использовать информацию из текста в измененной ситуации;

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую [4].

Программно-методическое обеспечение ОГЭ по физике не указывает, когда и в какой последовательности, необходимо формировать у учащихся виды деятельности, позволяющие работать с физической и научно-популярной информацией, которая является составной частью процессуального компонента ГИА по физике.

Отсутствие разработанных методик формирования у учащихся основной школы умения работать с физическими и научными текстами ставит перед педагогами задачи, которые заключаются:

- в поиске системы педагогической деятельности, направленной на формирование и развитие у учащихся основной школы основ читательской компетенции;

- подборка и/или конструирование текстов физического содержания и заданий к ним из курса физики основной школы;

- распределение текстов физического содержания и заданий к ним по темам курса физики основной школы, при этом определив деятельность учащихся, при работе с каждым текстом, в соответствии с требованиями к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;

- создание системы обратной связи, содержащей индикаторы, показатели, измерители уровня сформированности основ работы с научным текстом при изучении физики;

- коррекция формирования отдельных универсальных учебных действий (далее – УУД) при работе с текстом в случаях отклонения от намеченного идеала.

С позиций деятельностного подхода формирование у учащихся умения работать с научно-популярной информацией, представленной в текстах физического содержания, является специфическим видом образовательной деятельности и включает пять этапов:

- ориентирование;

- планирование;

- исполнение;

- контроль;

- коррекция.

В модели управления формированием информационных УУД у учащихся при работе с текстами физического содержания для каждого этапа определены цели, задачи и ожидаемые результаты управляющих действий учителя. Названные этапы образуют в совокупности информационно-подготовительную и оперативную составляющие профессиональной деятельности компетентного учителя в реалиях информационного общества [7].

В дидактике учебные и научно-популярные тексты разделяют на теоретические, в которых раскрывается предметно-понятийное содержание знаний, и конкретно-практические, направленные на изложение приемов, способов, методов познания.

Учитывая вышесказанное – текст физического содержания – это описание некоторой ситуации (физического явления (процесса), технического устройства) на естественнонаучном языке. Требования, предъявляемые к учебно-познавательной деятельности по работе с информацией, представленной в тексте физического содержания, направлены на выявление понимания сути информации, помещенной в тексте, ее перекодировки, сравнения и так далее на основе знаний и умений, формируемых в курсе физики [7].

 Виды текстов физического содержания и особенности заданий к ним

1. Текст с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни.

Задания к ним могут проверять:

- понимание информации, имеющейся в тексте;

- понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;

- умение выделить описанное в тексте явление или его признаки;

- умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний.

2. Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики.

Задания к ним могут проверять:

- понимание информации, имеющейся в тексте;

- умение выделить (или сформулировать) гипотезу описанного наблюдения или опыта;

- понимание условий проведения наблюдения или опыта;

- название и назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов;

- умение определить (или сформулировать) выводы.

3. Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики.

Задания к текстам могут проверять:

- понимание информации, имеющейся в тексте;

- понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;

- умение определить основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы описанного устройства;

- умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств.

4. Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека.

Задания могут проверять:

- понимание информации, имеющейся в тексте;

- понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;

- умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды;

- умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов.

5. Тексты общекультурного содержания.

Тексты могут затронуть широкий круг проблем:

- физические основы современного миропонимания;

- эстетические основы науки и научного творчества;

- история физики и техники;

- творчество, взгляды и убеждения ученых, деятелей культуры и искусства;

- изучение и сохранение материальных памятников культуры.

Задания могут проверять:

- понимание информации, имеющейся в тексте;

- понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;

- умение оценивать степень важности описанных в тексте взглядов и убеждений ученых, деятелей культуры и искусства для современности;

- умение оценивать степень значимости описанных в тексте физических явлений, технических устройств для жизни общества;

- умение определить (или сформулировать) выводы.

6. Сюжетная (текстовая) задача.

Содержание сюжетной задачи представляет собой некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений.

Задания могут проверять:

- понимание информации, имеющейся в тексте;

- понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;

- умение моделировать описанную ситуацию;

- умение анализировать;

- умение определить (или сформулировать) выводы [7].

Иллюстрацией вышеуказанных типологий текстов физического содержания и заданий к ним к ним может служить материал, представленный в монографии Шефер О. Р., Вихарева Е. П. «Тексты физического содержания как средство формирования у учащихся умения работать с научно-популярной информацией».

Создавать адаптированные тексты можно по материалам книги Блудова М. И. «Беседы по физике».

Алгоритм конструирования адаптированного текста

1. Отобрать информацию по конкретной теме из научно-популярных книг, журнальных статей, сайтов Интернет для создания текста физического содержания и заданий к нему.

2. Прочитать научно-популярную информацию, выделить главную мысль и сформулировать возможные вопросы по ней.

3. Объем выбранной информации изменить таким образом, чтобы сконструированный по ней текст физического содержания и задания к нему, располагались на одном развороте. Для этого:

а) найти в текстовой информации абзацы, содержащие ответы на сформулированные вопросы;

б) сформировать текст физического содержания из выбранных абзацев, связав их по смыслу;

в) при необходимости откорректировать вопросы к созданному Вами тексту;

г) на основе вопросов создать задания на распознавания, сравнения, творческой работы с информацией, расположенной в тексте физического содержания [2].

Учащимся для формирования умения работать с научно-популярной информацией, представленной в текстах физического содержания можно предлагать работу по этапам.

 Этапы работы с заданиями к тексту физического содержания

1. Анализ текста.

Основное назначение этапа – осмыслить ситуацию, отраженную в тексте; выделить понятийный аппарат, физические явления, величины и зависимости между ними (явные и неявные) представленные в тексте. На этом этапе можно использовать такие приемы:

а) представление той ситуации, которая описана в тексте;

б) постановка специальных вопросов и поиск ответов на них;

в) выделение физической сути ситуации, о которых идет речь в тексте;

г) моделирование ситуации, описанной в тексте, с помощью графических или табличных моделей, рисунков.

2. Поиск способа выполнения заданий, предложенных к тексту.

На этом этапе можно использовать такие приемы, как:

а) разбиение текста на смысловые части и соотнесения содержания частей с вопросами задания;

б) анализ задания к тексту на основе построения вспомогательной модели;

в) подбор объяснения по заданию с позиции физической науки и материала, изложенного в тексте.

3. Осуществление плана.

После осуществления анализа текста и выбора способа выполнения заданий необходимо дать ответы на поставленные вопросы.

4. Анализ найденных или сконструированных по материалам текста ответов к заданиям.

На данном этапе работы с текстом нужно установить правильно ли была понята задача (привести краткий ответ или полный, включающий не только ответ на вопрос, но и его развернутое, логически связанное обоснование) и выяснить, не противоречат ли выбранный и сконструированный ответы содержанию текста и физической науки. Этот этап является обязательным при работе с заданиями к тексту физического содержания, представленого в КИМ ГИА по физике.

Использование сконструированных текстов физического содержания на основе адаптированной для учащихся научно-популярной информации в учебном процессе требует определенной методики, которой должен владеть современный учитель для формирования у учащихся основной школы умения работать с физическими и научными текстами [2].

 

Список информационных источников:

 1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования : Одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1 / 15) [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://fgosreestr.ru/

2. Блудов, М. И. Беседы по физике [Текст] / М. И. Блудов. – М. : Просвещение, 1985. – 208 с.

3. Важеевская, Н. Е. Физика. ГИА 2011. 9 класс. Тематические тренировочные задания [Текст] / Н. Е. Важеевская. – М. : Эксмо, 2011. – 192 с.

4. Демоверсия, спецификация и кодификатор ГИА 2017 по физике [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

5. Физика. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2010 [Текст] / Л. М. Монастырский и др. – Ростов н / Д : Легион - М, 2009. – 208 с.

6. Ханнанов, Н. К. Физика. ГИА 2011. 9 класс. Сборник заданий [Текст] / Н. К. Ханнанов. – М. : Эксмо, 2011. – 240 с.

7. Шефер, О. Р. Тексты физического содержания как средство формирования у учащихся умения работать с научно - популярной информацией : монография [Текст] / О. Р. Шефер, Е. П. Вихарева. – Челябинск : ООО «Край Ра», 2013. – 148 с.

8. Шефер, О. Р. Особенности работы с различными видами текстов физического содержания [Текст] / О. Р. Шефер, В. В. Шахматова, Е. П. Вихарева // Физика в школе. - 2012. – № 2. – С. 9 - 17.

9. Шефер, О. Р. Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся в процессе обучения работы с информацией физического содержания [Текст] / О. Р. Шефер / Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования / IХ межвузовский сборник научных трудов / под ред. О. Р. Шефер. – Челябинск : Изд - во «Край Ра», 2013. – С. 18 - 23.

10. Шефер, О. Р. Формирование умений работать с информацией физического содержания [Текст] / О. Р. Шефер, В. В. Шахматова // Естественные науки. – 2012. - № 2. - С. 10 - 18.