Долгих О. В., методист

МКУ «Информационно-методический центр»

 

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на

определенную стадию развития, проделанную ребенком»

Л. С. Выготский

 

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все уровни существующей образовательной системы. При этом, несмотря на огромные возрастно-психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.

Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

Если сравнивать требования к результатам освоения ООП ДОО и требования к результатам освоения ООП НОО, которые являются одним из основных механизмов реализации ФГОС ДОО и ФГОС НОО, то:

ФГОС ДОО

ФГОС НОО

Требования к результатам освоения ООП ДОО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования

Требования к результатам освоения ООП НОО представлены в виде планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных)

 

Причем (цитата из ФГОС ДОО) «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования».

Каким образом целевые ориентиры выступают основанием для преемственности?

Дело в том, что целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.

Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, — это метапредметные результаты. Для достижения личностных и метапредметных результатов НОО была разработана программа формирования универсальных учебных действий. Отсюда следует, что метапредметные результаты по своей сути представляют собой сформированные УУД.

Таким образом: целевые ориентиры — это предпосылки для формирования универсальных учебных действий.

Программа формирования УУД включает в себя 4 группы УДД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, то время, как целевые ориентиры не разграничиваются на отдельные группы.

Если соотнести целевые ориентиры и универсальные учебные действия, то получается следующее:

ФГОС ДОО

(целевые ориентиры)

ФГОС НОО

(метапредметные результаты)

Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет.

Умеет подчиняться правилам и социальным нормам.

Во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.

Сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

Учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять чувства, в том числе чувство веры в себя.

Личностные УУД

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонный наблюдать, экспериментировать.

Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.д.

Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.

Познавательные УУД

Ребенок способен договариваться, старается адекватно разрешать конфликты.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Коммуникативные УУД

Ребенок может контролировать свои движения и управлять ими.

Способен к волевым усилиям. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив. Владеет основными движениями.

Регулятивные УУД

 

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что целевые ориентиры (предпосылки) имеют тесную связь с универсальными учебными действиями, тем самым обеспечивая преемственность между ДОО и НОО.

Единственное разногласие, которое присутствует в требованиях к результатам освоения ООП ДОО и НОО, — это оценка качества освоения ООП.

ФГОС ДОО

ФГОС НОО

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

 

В таком случае возникает вопрос, как школа получит сведения о степени развитости тех или иных предпосылок у детей дошкольного возраста?

Выход есть: необходимо конкретизировать целевые ориентиры в «Портрет выпускника ДОО». Этот «Портрет» будет составляться в совместной работе педагога-психолога и (или) воспитателя ДОО на этапе завершения уровня дошкольного образования и будет передаваться школьному педагогу-психологу и (или) учителю с целью, иметь достаточно информации о ребенке, о сильных и слабых сторонах его личности, а также разработки индивидуальной траектории развития и воспитания младшего школьника в последующей учебной деятельности.

Такой подход будет способствовать сохранению накопленного опыта работы по преемственности ДОО и школы для того, чтобы уже в детском саду смогли спрогнозировать те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и работали над ними.

Уже в 1 классе для отслеживания уровня усвоения предметных и метапредметных знаний будут использоваться стартовые и итоговые проверочные работы; тестовые диагностические работы; текущие проверочные работы; «портфолио» ученика;

‑ стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», а также организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний»;

‑ тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи (универсальных учебных действий);

‑ тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач;

‑ итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода, предметные и метапредметные задания;

‑ «портфолио» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что соблюдая требования реализации ООП ДОО и НОО, основанием преемственности дошкольного и начального уровней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования ‑ формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий.

 

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155 [Текст] // Вестник образования. – 2013. – № 24. – С. 3 – 32.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 г. № 373 [Текст] // Вестник образования России. – 2010. – № 2. – С. 44 – 73.