О. В. Носова, методист

МКУ «Информационно-методический центр»

 

«Читать - это ничего ещё не значит;

что читать и как понимать читаемое-

вот в чем главное дело»

К. Ушинский

 

Мы живем в демократическом государстве, которое позволяет свободу выбора во всем. Но готовы ли мы взять эту свободу, и знаем ли мы как ее брать, дозировано или полностью и сразу?.. На мой взгляд, эта свобода особенно опасна, когда касается ученика, ребенка, будущего нашего государства. По какому учебнику учить и воспитывать гражданина? Особенно остро эта проблема определяется по истории и обществознанию.

Школьные учебники по истории в последнее время в России привлекают широкое внимание общественности. В этом отношении история оставила далеко позади другие школьные предметы. В последнее десятилетие резко вырос интерес к школьным учебникам по истории, да и в целом к преподаванию истории в средней школе со стороны ученых-историков. На заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2015 года Президент России В. В. Путин предложил создать единый учебник по истории России для школ, пояснил, что такой учебник должен давать однозначные толкования исторических событий и должен быть построен в рамках единой концепции.

15 мая 2015 года на заседании Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки РФ были озвучены результаты научной историко-культурной экспертизы учебников истории России, проведенной Российским историческим обществом. По итогам заседания к включению в федеральный перечень были рекомендованы три линии учебников, в том числе новая завершенная линия учебников по истории России для 6–9 классов издательства «Русское слово», входящих в информационно-образовательную среду «Инновационная школа». Учебники также успешно прошли педагогическую и общественную экспертизы.

В новой линии учебников четко прослеживаются логическая и содержательная связи с предыдущими, хорошо известными и популярными в российских школах, учебниками по истории России издательства «Русское слово». В связи с этим учителям не составит труда перейти на новую линию учебников.

При подготовке учебников учтены все новейшие достижения современной исторической науки и актуальные проблемы истории России. Научным редактором линии является Ю. А. Петров, д.и.н., директор Института российской истории РАН, один из руководителей группы разработчиков Историко-культурного стандарта. Методический аппарат к линии учебников разработан Л. Н. Алексашкиной, д.п.н., к.и.н., зав. лабораторией изучения истории Института содержания и методов обучения РАО, автором многочисленных собственных учебно-методических разработок. В авторский коллектив вошли и молодые ученые – П. В. Лукин и К. А. Соловьев – чей вклад в развитие исторической науки уже отмечен высокими государственными наградами.

В линию входят следующие учебники, пособие, программы:

‑ Пчелов, Е. В. История России с древнейших времен до конца XVI века : Учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е. В. Пчелов, П. В. Лукин; под ред. Ю. А. Петрова. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2015.

Пчелов, Е. В. История России XVI – XVII века : Учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Е. В. Пчелов, П. В. Лукин. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2015.

Захаров, В. Н. История России. XVIII век : Учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / В. Н. Захаров, Е. В. Пчелов; под ред. Ю. А. Петрова. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2015.

‑ Соловьев, К. А. История России. 1801–1914 гг. : Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / К. А. Соловьев, А. П. Шывырев; под ред. Ю. А. Петрова.. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2015.

‑ Рабочая программа к учебникам Е. В. Пчелова, П. В. Лукина, В. Н. Захарова, К. А. Соловьева, А. П. Шевырева «История России» для 6 – 9 классов общеобразовательных организаций / авт. – сост. Л. А. Пашкина. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2015.

‑ Программа и тематическое планирование курса «История России 6 - 9 классы» / авт. – сост. Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина, В. Н. Захаров, П. В. Лукин, К. А. Соловьёв, А. П. Шевырёв. - М. : ООО «Русское слово – учебник», 2015.

‑ Ворожейкина, Н. И. Методическое пособие к учебнику Е. В. Пчелова, П. В. Лукина «История России с древнейших времен до начала XVI века». 6 класс / Н. И. Ворожейкина. - М. : ООО «Русское слово – учебник», 2015.

Материал учебников выстроен логически и позволяет сформировать универсальные умения и навыки по различным отраслям и тематикам исторических знаний – экономической и политической истории, истории культуры, основ исторической антропологии и т. д.

Особое место в новой линии учебников отведено вопросам гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитание и развитие учащихся средствами исторической науки возможно как через использование дополнительной научно-популярной и художественной литературы, так и через специфику текстового материала учебника, который предельно корректен, чёток и интересен по содержанию. Одним из ключевых методологических принципов УМК является реализация воспитательного потенциала исторического образования, укрепление его роли в формировании российской гражданской идентичности.

Более подробно о новой завершенной линии учебников по истории России для 6–9 классов можно ознакомиться на официальном сайте издательства «Русское слово»: http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/History_rus/History_rus.php.

 

Интернет-ресурс:

 Историко-культурный стандарт: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3483