Е. И. Енина,

методист МКУ «ИМЦ»

 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность обучающихся рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей школьного возраста. Стратегия воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС предполагает достижение результатов личностного развития школьников и на уроке и во внеурочной деятельности – прежде всего, через реализацию программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как одного из механизмов интеграции общего и дополнительного образования. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочной формах и направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность – проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива (Е. Н. Степанов).

Содержание внеурочной деятельности обучающихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности.

В соответствии с ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей: общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному, духовно-нравственному и спортивно-оздоровительному. Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих образовательных программ, но образовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять временные рамки и формы её организации.

Виды внеурочной деятельности не закреплены в требованиях ФГОС, для реализации в ОУ рекомендуют следующие из них: игровую, познавательную, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательную, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), трудовую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую.

При реализации внеурочной деятельности целесообразно спроектировать её организацию с учётом многообразия и вариативности её направлений, видов и форм. При этом предметом проектирования должна стать целостная система ее организации с выделением приоритетных направлений развития личности, которые будут играть системообразующую роль. В условиях функционирования школы как воспитательной системы внеурочная деятельность представляет собой один из элементов системы, который, при интеграции с другими, будет способствовать развитию и эффективности воспитания школьников.

Е. Н. Степанов предлагает условно при организации внеурочной деятельности выделить три этапа:

1. проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в школе; в качестве организационного механизма может быть использован план (программа) организации внеурочной деятельности как нормативный документ ОУ, определяющий общий объём, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

2. организационно-деятельностный, когда происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения, при этом именно интеграция кадровых ресурсов будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей школьников и запросов их родителей; координацию индивидуальных и коллективных траекторий внеурочной занятости школьников может осуществлять педагог-организатор (заместитель директора ОУ по воспитательной работе) или другой педагог образовательного учреждения.

3. аналитический как осуществление анализа и оценки функционирования созданной системы; необходима разработка критериальной базы и диагностического инструментария для изучения состояния действующей в образовательном учреждении системы внеурочной деятельности младших школьников.

Предметом анализа и оценки могут стать:

  • включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
  • ресурсная обеспеченность системы внеурочной деятельности;
  • вариативность направлений, видов и форм организации внеурочной деятельности;
  • сформированность ценностных отношений к себе и миру (как в предметной области, вызывающей интерес ребёнка вне урока, так и в смежных областях);
  • продуктивность внеурочной деятельности (достижения детей в выбранных видах деятельности);
  • удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

Внеурочная деятельность тесно связана с системой дополнительного образования в ОУ. Главное отличие дополнительного образования детей от внеурочной деятельности – наличие и реализация дополнительной образовательной программы, которая разрабатывается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разработке данных программ (Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»). Дополнительные образовательные программы реализуются, прежде всего, в ОУ ДОД, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей), и в иных образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.

Дополнительные образовательные программы могут иметь следующие тематические направленности: научно-техническую; спортивно-техническую; физкультурно-спортивную; художественную; техническую; художественно-техническую; туристско-краеведческую; эколого-биологическую; военно-патриотическую; социально-педагогическую; культурологическую; естественнонаучную; социально-экономическую; методическую; педагогической поддержки развития детского и молодежного общественного движения.

По характеру вносимых изменений дополнительные образовательные программы могут быть: типовыми (разработанными централизованно и не содержащие каких-либо изменений); модифицированными (типовыми, в которые учреждением внесены локальные изменения, сохраняющие образовательные цели, реализуемые типовой программой); авторскими (заново разработанными учреждением в рамках принятой образовательной концепции); экспериментальными (проходящими апробацию согласно утвержденной исследовательской программе).

Дополнительная образовательная программа может быть представлена к экспертизе различного уровня; как правило, она обсуждается на заседании педагогического или научно-методического совета и утверждается директором образовательного учреждения.

В условиях внедрения ФГОС возникла необходимость в новом жанре программного документа – программе внеурочной деятельности обучающихся.

Программа внеурочной деятельности детей - своеобразный образовательный маршрут, который прокладывается по определённым направлениям. Содержание программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения. Нормативно структура программы внеурочной деятельности пока не закреплена, поэтому разработчики данного жанра основываются либо на структуре учебной программы общего образования либо на структуре, схожей с дополнительной образовательной программой.

Как и в воспитательной деятельности, при осуществлении внеурочной деятельности результаты могут быть представлены в трех уровнях: первый - приобретение школьником социальных знаний, представлений; второй – формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества; третий – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Д. В. Григорьев и П. В. Степанов в соответствии с предполагаемым результатом выделяют следующие типы программ внеурочной деятельности:

- комплексные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

- тематические программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания, программа воспитания толерантности и т.п.);

- программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (такие программы могут иметь возрастную привязку, например, для 1-го класса – программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности, для 2-3-го класса – программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности, для 4-го класса – программа, дающая ребенку опыт самостоятельного социального действия);

- программы по конкретным видам внеурочной деятельности;

- индивидуальные программы внеурочной деятельности.

Количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением самостоятельно.

 

Используемая литература

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2014.

2. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2014.

3. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Досуговое общение / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. — М. : Просвещение, 2014. – (Работаем по новым стандартам. ФГОС).