В новом образовательном стандарте акценты смещены с минимума содержания на требования к результату образования. Предметные программы рассматриваются только как составная часть основной образовательной программы школы.
Личностные: включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные: включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Предметные: включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Результат образования по новым стандартам – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.
В основе лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта, это освоение учителями новых образовательных технологий. Такие технологии заложены и хорошо разработаны в системе развивающего обучения. А если основная масса учителей работает по традиционным УМК, то им этот переход будет сделать сложно. Нужно научить учителя строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские отношения между учителем и детьми – это очень сложно. Как сложно перестроить самого человека.
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Данная технология становится более актуальной, учитывая, что должна осуществляться преемственность обучения с начальным образованием.
Основные идеи РО |
Соотнесённость с идеями ФГОС |
1. Идея учебной деятельности |
- Развитие личности на основе освоения УУД - Умение учиться - Формирование образа мира - Освоение компетенций, обеспечивающих овладение новыми компетенциями |
2. Идея обучения понятиям |
- Освоение системы учебных понятий - На основе усвоения теоретических знаний их практическое применение - Решение значимых жизненных задач - От изолированного изучения системы научных понятий к включению содержания обучения в жизненные задачи - Понимание учения как процесса порождения смыслов |
3. Идея формирования способностей мышления |
- Содержание образования проектирует определённый тип мышления - Формирование теоретического или эмпирического типа мышления в зависимости от содержания - На первый план выдвигаете умственная деятельность, основанная на диалектических принципах познания - От обыденного к теоретическому |
4. Идея учебной задачи и задачной формы организации обучения |
- Обучение способам деятельности по решению ключевых задач - Результат образования измеряется опытом решения неизвестных задач - Индивидуальные траектории обучения - Самостоятельное решение неизвестных задач - Умение решать жизненные задачи - Проектные задачи |
5. Идея коллективности учебной деятельности |
- Учебное сотрудничество - От индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения - Индивидуальное обучение и сотрудничество - Коллективные формы деятельности - Коллективно – распределённая деятельность |
Литература
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб.пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
- Федеральные государственные образовательные стандарты.
Материал предоставила О.Ю. Захарова, методист МКОУДО «ИМЦ».