О. В. Долгих, методист

МКУ «Информационно-методический центр»

С тех пор как братья Люмьер создали работающий киноаппарат «синематограф» и продемонстрировали свою технологию кинопоказа, кино прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Сегодня уже нет сомнений в том, что в системе культуры кино как визуальный язык выполняет ряд исходных функций: информационную, воспитательную, поведенческую, пропагандистскую, развлекательную. Иначе говоря, сюжетные фильмы не только являются искусством, но и формируют мнения, вкусы, язык, манеру поведения и даже внешний облик современной молодежи.

Можно задать вопрос: какое отношение кино имеет к учителям и вообще к образовательной деятельности в школе? Ответ прост: для педагогов кино может выполнять ещё одну главную функцию – развитие читательской компетентности. Кино может стать отличным мотиватором в выработке «привычки чтения»: когда детям хочется взять книгу после просмотра кинофильма или, наоборот, сначала прочитать произведение, а затем сравнить его с воплощенным на экране замыслом режиссера. Методика изучения литературы в школе имеет полное право использовать различные аспекты кинематографической культуры, чтобы подобный процесс отразился в каждом ученике. Следствием этого будет то, что знание языка кино обогатит опыт «общения» с языком литературы. Кино сейчас – самый массовый вид искусства, а значит, наблюдая тенденцию к снижению интереса к классической литературе, мы не исключаем и тот факт, что кино сможет вернуть интерес к литературе.

В современном мире люди живут в быстром темпе, и не всегда находится время для чтения. Видеокультура безжалостно вытесняет литературу из сферы детских интересов. Перед учителем встает вопрос: «Что делать?». И учитель находит ответ на этот вопрос: необходимо превратить кино из противника в партнера. На фоне «кризиса чтения», экранизация становится действующим способом поддержки и продвижения чтения. Здесь главное – не допустить серьезную ошибку: не заменить одно искусство другим, превращая урок в киносеанс, а книги в формальный довесок к фильму. Учителю необходимо выстроить систему работы с кино на уроке так, чтобы она позволяла бы делать экранизацию отправной точкой разговора именно о литературе и возвращать ученика к книге.

Урокам литературы в решении проблемы разностороннего развития личности отводится далеко не последняя роль. Наряду с воспитанием глубоко мыслящей и тонко чувствующей личности стоят такие ценностные ориентиры, как формирование гражданского патриотизма, любви и гордости к Родине, положительное отношение к другим народам России и мира. В этом случае кино становится незаменимым первоисточником в изучении любой национальной культуры. Талантливый фильм (игровой или документальный) о прошлом или о современности любой страны дает возможность ощутить своеобразие различных культур и одновременно увидеть и понять общее между ними. Такое явление получило название «диалог культур». Возможности «диалога культур» позволяют избежать национальной замкнутости.

К «диалогу культур» можно добавить взаимоотношение общенациональной и местных культур (данного края, области, города). В каждом уголке нашей страны есть свое культурное наследие. Тульская земля не исключение. Наш край имеет богатую литературную историю. Произведения многих тульских писателей были перенесены на экран и переведены на язык кинематографа.

Литературная карта Тульской области огромна, и о ней можно говорить часами. Толстой, Бунин, Жуковский, Тургенев, Лесков… Их вклад в духовную жизнь нашей Родины настолько огромен, что каждый культурный человек обязан помнить их имена и великое наследие…Однако в современных условиях интерес к высокохудожественной литературе значительно снизился; классика, к сожалению, вытесняется из круга читательских интересов. Для того чтобы приучить детей к «умному» чтению и библиотекари, и учителя находят разные способы. Одним из таких способов является разработка спецкурсов, курсов, программ, в основе которых лежит популяризация классических литературных произведений средствами кинематографа, в котором лучшие ленты отечественных специалистов, наиболее глубоко и полно воплотивших литературный замысел автора, становятся новым эстетическим звеном, связующим читателя и книгу.

Организованная подобным образом работа может также вызвать у детей познавательную потребность. При удовлетворении познавательной потребности у школьников будут формироваться устойчивые познавательные интересы, которые определят его положительное отношение к учебным предметам и поспособствуют формированию мотивации к учебной деятельности в целом. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи.

Литература и кино - разные виды искусства, у каждого из них свои средства передачи чувств, эмоций. Зрительская и читательская деятельность во время уроков литературы не только интересна, но и очень познавательна. Книга и кино в этом случае дополняют друг друга, представляют собой единое целое. Но главная задача таких уроков – не просто продемонстрировать детям фильм, а побудить прочесть литературное произведение. Ибо, как сказал Д. С. Лихачев: «Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития – чтение».

 

Список информационных ресурсов:

  1. Использование литературной экранизации на уроках литературы. – Режим доступа : http://educontest.net/ru/44900/
  2. Кино на уроках литературы. – Режим доступа : http://www.629511.ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/107-literature/1920-2012-11-30-17-25-45.html
  3. Пензин, С. Н. Страницы истории…плюс краеведение и культурология / Пензин С. Н. // Медиаобразование. – 2005. – № 3.
  4. Методические подсказки. – Режим доступа : http://novichokprosto-biblioblog.blogspot.com/2016/02/blog-post_18.html?