Долгих О. В., методист

МКУ «Информационно-методический центр»

 

К четвёртому году обучения младшие школьники достигают довольно высокого уровня языковых знаний и речевых умений, которые позволяют им вступать в самый ответственный и интенсивный этап работы над сочинением.

В этот период продолжается работа по совершенствованию умений учащихся в составлении письменных текстов известных жанров (повествования, описания, рассуждения), по углублению их самостоятельности осознанности в написании освоенных видов сочинений (по личным наблюдениям, по картинам, по прочитанным произведениям и др.), по овладению новыми видами сочинений. При этом предлагаются такие темы, которые позволяют учащимся чаще использовать смешанный вариант изложения собственных мыслей и суждений на собственном опыте. В повествование включаются элементы описания и рассуждения, в рассуждение – элементы повествования и описания и т.д.

Во время подготовительной работы, кроме введения учеников в тему предстоящего сочинения, проведения разных видов словарной работы (лексической, орфографической), осуществления синтаксической подготовки, большое внимание уделяется художественной стороне их письменных высказываний. Школьники учатся активнее использовать в тексте сочинений различные средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и др., с которыми они познакомились во время чтения и анализа произведений словесности, научились находить такого рода приёмы в изученных литературных произведениях, приобрели первичный опыт их самостоятельного составления.

Преемственность в обучении написанию сочинения в начальной и основной школе

Особую роль в работе над сочинением в 4 классе должна играть преемственность в обучении написанию сочинения в начальной и основной школе.

Актуальность обусловлена требованиями к написанию сочинения, предусмотренными государственной итоговой аттестацией в выпускных классах. Поэтому в работу над сочинением в 4 классе должны включаться элементы обучения написанию сочинения, взятые из основной школы.

Для того чтобы определить, какие структурные элементы работы над сочинением из основной школы можно перенести в работу над сочинением в 4 классе, необходимо провести сравнительный анализ сочинений начальной, основной и средней школы.

 Сходства

1. В выпускных классах государственная итоговая аттестация по русскому языку предусматривает написание сочинения-рассуждения. Обучение написанию сочинения-рассуждения в начальной школе начинается с 3 класса, поэтому сочинение-рассуждение уже не является новым видом сочинения для младших школьников.

2. Композиционный строй сочинения-рассуждения, включающий в себя трёхчастную структуру: вступление, основная часть, заключение, на всех уровнях остается неизменным.

Отличительной особенностью является наполняемость содержания основных частей композиции сочинения-рассуждения.

 

Отличия

Начальная школа

Как правило, содержание основных частей сочинения-рассуждения включает в себя:

1. Вступление. Содержит вопрос (почему? или зачем?) или утверждение.

2. Основная часть. Идёт объяснение на поставленный вопрос с использованием слов я думаю, я считаю, по-моему мнению и др.

3. Заключительная часть. Содержит вывод (если во вступлении был вопрос) или подтверждение (если во вступлении было утверждение).

Основная и средняя школа

 В 9 классе предлагается написать по выбору одно из трёх сочинений-рассуждений:

15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

15.2. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.

15.3. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (раскрытие понятия).

 Структура сочинений-рассуждений ОГЭ

Части

15.1

15.2

15.3

Вступление

Тезис

(цитата,

комментарий)

Тезис

(комментарий к отрывку)

Тезис

(раскрытие понятия, комментарий)

Основная часть

Раскрытие основных компонентов высказывания (терминов)

+

комментарий

Аргумент № 1

(из указанного текста)

Аргумент № 1

(из указанного текста)

+

микровывод

Аргумент № 1

(из указанного текста)

Аргумент № 2

(из указанного текста)

+

комментарий

Аргумент № 2

(из указанного текста)

Аргумент № 2

(из жизненного опыта или другого литературного произведения)

+

микровывод

Заключительная часть

Вывод

Вывод

Вывод

 

Сочинение-рассуждение по русскому языку в 11 классе имеет следующую структуру:

1. Вступление. Проблема.

2. Комментирование проблемы.

3. Позиция автора.

4. Собственная позиция.

5. Аргумент 1 (читательский опыт).

6. Аргумент 2 (читательский опыт или личный пример).

7. Вывод.

Структура итогового сочинения по литературе в 11 классе:

1. Вступление – формулировка темы. Вступление занимает первый абзац. Оно должно быть чётким и лаконичным.

2. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения. Основная часть состоит и четырёх абзацев, в которых приводятся примеры из литературных произведений, рассуждение по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис – литературный аргумент - мини-вывод - литературный аргумент – мини-вывод.

3. Заключение – обобщение ваших мыслей. Заключение – последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению.

Аргументация

Если сравнить структурные элементы сочинений-рассуждений в старшей школе, можно сделать вывод, что главной отличительной особенностью является обязательное включение аргументации на основе либо личного опыта, либо литературного произведения.

Анализ результатов сочинений ГИА показывает, что большинство старшеклассников испытывают затруднения в аргументировании собственного мнения. Возможно, что причина этого явления кроется в недоработке как начальной школы (подобный вид работы не практикуется в начальных классах), так и основной школы (нет базы – нет качественного продолжения).

Так как начальная школа является базой, где закладываются основы всех умений, то целесообразно уже на раннем этапе обучения написанию сочинения-рассуждения включать в состав сочинения такой приём, как аргументация.

Оптимальным вариантом для обучения детей в начальной школе аргументации являются сочинения-рассуждения 15.2. и 15.3 (ОГЭ. 9 класс).

*Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (15.1) является сложным для написания в начальной школе, так как младший школьник ещё не владеет достаточными языковыми знаниями, чтобы рассуждать об особенностях использования в тексте языковых средств.

Сочинения-рассуждения в 11 классе содержат определение проблемы и комментарий к ней, что для ученика начальной школы также является сложным видом деятельности, так как требует более глубокого и осознанного проникновения в смысл текста, что нехарактерно для младшего школьника в силу его возрастных особенностей.

  Чтобы научить детей писать подобные сочинения необходима предварительная подготовка, которая включает в себя создание устных ответов с приведением примеров из текста, а также обращением к другим произведениям. Для этого достаточно на первоначальном этапе предложить детям вспомнить произведения, связанные одной темой, а также случаи из жизненного опыта, служащие подтверждением собственного суждения; в тексте найти отрывки, подтверждающие то или иное высказывание.

Написанию сочинений необходимо уделять внимание не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках других предметных областей. Такой подход способствует всестороннему развитию ученика, обогащает его мировоззрение и повышает уровень речевого развития. Поэтому устные сочинения-рассуждения (или ответы-рассуждения) можно строить на любом уроке.

Следует отметить, что сначала нужно учить детей приводить аргументы не из литературных произведений, а на основе жизненного опыта, т.е. использовать свободное рассуждение.

Например, на уроке изобразительного искусства учитель озвучивает или записывает на доске предложение «Зачем людям нужно искусство?» и предлагает ответить детям по шаблону:

ШАБЛОН:

Я считаю, что искусство  _______________.

Во-первых, ___________________________.

Во-вторых, ___________________________.

Таким образом, _______________________.

На уроках окружающего мира:

Вопрос учителя: «Почему так важно изучать окружающий мир?»

ШАБЛОН:

На мой взгляд, ___________

Во-первых, _______________

Во- вторых, ______________

Следовательно, ____________

 

По мере освоения детьми свободного рассуждения, необходимо с каждым разом усложнять задания и рекомендовать учащимся доказывать свое мнение на основе литературных произведений. Сначала в рассуждение можно включать только один пример, а затем уже постепенно увеличивать сложность и довести сочинение-рассуждение до нужного формата.

Уроки литературного чтения дают благодатный материал для работы над сочинением-рассуждением. После прочтения каждого произведения можно организовывать устные ответы-рассуждения в формате сочинений 15.2 и 15.3.

Например. Учебник «Литература. 4 класс» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Часть 2.  Рассказ Виктора Дранунского «Что любит Мишка?». В конце рассказа предлагается ответить на вопрос: «Можно ли назвать смешным рассказ Драгунского?».

Пример ответа в формате сочинения-рассуждения 15.2:

Я считаю, что рассказ Виктора Драгунского «Что любит Мишка?» можно назвать смешным. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста.

Во-первых, смешным выглядит длинное перечисление Мишкой своих любимых вещей, среди которых оказались только продукты питания.

Во-вторых, вызывает улыбку ситуация, когда Мишка  за свое многочисленное перечисление ожидает похвалы от Бориса Сергеевича.

Таким образом, приведённые примеры подтверждают моё мнение о том, что рассказ Виктора Драгунского можно назвать смешным.

Как только учащиеся научились устно оформлять сочинения-рассуждения, можно приступать к обучению письменно излагать материал.

 Речевые клише

Наряду с обучением аргументации, в практику обучения написанию сочинения в начальной школе необходимо также включать приемы (клише), характерные для каждой части сочинения.

1. Клише для вступления.

- Действительно,...

- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

- В фрагменте произведения...

- Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

- Текст заканчивается словами: «…».

- На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

- Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

- Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...

- По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем:

- В этом отрывке автор говорит о том, что…

- Смысл данного отрывка я понимаю так: …

- В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что …

2. Клише для основной части.

- Свои слова (эту мысль) я докажу примерами из текста.

- Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах из текста.

- Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

- Попробуем доказать его справедливость примерами из текста.

- Давайте порассуждаем и ответим на поставленный вопрос.

- Докажем эту мысль на примерах, взятых из текста.

- Попробую доказать это на примерах, взятых из текста.

- Во-первых, во-вторых, …

- В качестве аргумента можно привести…

3. Клише для заключительной части.

- Таким образом, ...

- Итак, ...

- Можно сделать вывод…

- Следовательно, ...

- В итоге можно прийти к такому выводу...

- В заключении можно сказать, что...

- Обобщая сказанное, ...

- Из этого следует, что...

- Подводя итог вышесказанному, ...

- Делая выводы из выше изложенных умозаключений...

- Таким образом, можно сделать вывод, что...

- Проанализировав два аргумента, можно прийти к выводу...

- Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль... о том, что...

- Мы пришли к выводу, ...

- Итак, в заключении мы видим, ...

- Итак, можно увидеть, что...

- В результате размышления мы пришли к выводу о том, что...

- Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что...

- Нам удалось доказать, что...

К концу 4 класса письменное сочинение-рассуждение должно выглядеть примерно так:

 15.2

Основная школа

Начальная школа

Тема

Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «- Собаки не ошибаются, не ошибаются... - бурчал себе под нос инженер Молчанов».

Объясните, как Вы понимаете смысл финальной фразы бабушки: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Вступление (тезис, комментарий)

Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в следующем: инженер Молчанов считает, что собаки обладают способностью чувствовать человека: хороший он или плохой, можно ему доверять или нет. Докажу своё суждение примерами из текста.

Смысл финальной фразы бабушки: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», на мой взгляд, заключается в том, что только упорный труд может привести к успешному завершению любого дела. Докажу своё суждение примерами из текста.

Основная часть (два аргумента из текста)

Во-первых, Молчанов очень удивился тому, как его собака Янка встретила незнакомого человека. Такое поведение, по словам инженера, было несвойственно для Янки (предложения 23-25).

Во-вторых, узнав цель визита непрошеного гостя, Молчанов понял, почему Янка так себя повела: Валерка оказался добрым и неравнодушным человеком, который готов взвалить на свои плечи чужие заботы (предложения 37, 44).

Во-первых, сам мастер не требует от Мити скорой работы, предлагая ему производить отделку не спеша, каждый день выклеивать и отделывать на доске столько, сколько покроет ладонь мальчика.

Во-вторых, несмотря на то, что Митя боялся не успеть в срок при такой малой норме, всё же не торопился, а тихо продвигая ладонь по доске, в результате чего доска превращалась в цветущий сад. Результат работы, которая была выполнена раньше срока, не только порадовал самого Митю, но и вызвал одобрение мастера.

Заключительная часть (вывод)

Таким образом, собака помогла своему хозяину убедиться в порядочности и добрых намерениях Валерки.

Таким образом, пример Мити убеждает нас в том, что для завершения любого трудоёмкого дела требуется кропотливая работа, которая обязательно даст хороший результат.

 

15.3

Основная школа

Начальная школа

Тема

Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?

Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Вступление (тезис, комментарий)

Жизненными ценностями называют идеалы, нравственные понятия, убеждения. Они оказывают важное влияние на отношение человека к окружающему миру и к людям, служат особыми ориентирами в жизни. Как правило, ценности формируются благодаря родителям и близким, под влиянием детского сада и школы. Особое воздействие оказывают не слова, а дела, поступки: примеры полезнее всяких наставлений.

Дружба – это взаимоотношения не только между людьми, но и между людьми и животными. Такие отношения также основаны на доверии, искренности, преданности. Докажу это с помощью двух произведений.

Основная часть

(два аргумента: один из текста, другой на основе литературного произведения)

Основная часть

данного вида сочинения в начальной школе может включать как

аргументы, характерные для сочинения 15.3, так и аргументы, основанные на двух литературных произведениях

Самыми значимыми ценностями считаются любовь, здоровье, семья. Именно в этом убеждается героиня текста И. Муравьёвой, когда вспоминает детство и своего деда, который показал ей любовь настоящую, жертвенную: «Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви?» Старик каждый день мёрз на улице, находясь рядом и успокаивая своим присутствием шестилетнюю внучку.  

Читая повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы понимаем, что близкие люди самые дорогие и любимые. Иван Кузьмич, капитан Белогорской крепости, по-отечески ласковый с солдатами, храбрый, верный долгу и присяге офицер, воспитал свою дочь Машу послушной и скромной. Она достойная дочь своих родителей: благоразумная и чувствительная, преданная и решительная, самоотверженная и честная. Девушка проявляет мудрость, отказавшись выйти замуж за Гринёва без благословения его отца. Героиня следует тем жизненным ценностям, которые впитала в своей семье, потому и едет к самой царице спасать Петра, уповая на милосердие и прощение.

В качестве перового аргумента может служить произведение Э. Успенского «Трое из Простоквашино», рассказывающее о дружбе самостоятельного мальчика Дяди Федора, хозяйственного кота Матроскина и сообразительного пса Шарика, которые вместе жили в деревне Простоквашино, вели хозяйство и ходили искать клад, научили говорить галчонка и подружились со сварливым почтальоном Печкиным.

В качестве второго аргумента можно привести произведение А. Чехова «Каштанка». Это простая история преданности и дружбы со счастливым концом.

Каштанка – собака, которая потеряла своего хозяина Луку Александровича. Попав в дом циркового клоуна, Каштанка привыкает к новому окружению, к сытой размеренной жизни. Но вот, собака оказывается на арене цирка и начинает выступать, и внезапно среди зрителей видит своего прежнего хозяина и устремляется к нему.

Заключительная часть (вывод)

Жизненные ценности − неотъемлемая часть нашего внутреннего мира, на них мы с радостью тратим своё время и силы. Нужно сделать всё, чтобы эти духовно-нравственные ценности оказались близки и нужны каждому человеку.

Думаю, что дружба - это бескорыстные отношения, свойственные не только людям, но и животным.

 

Таким образом, соблюдение преемственности в работе над сочинением-рассуждением между начальным и основным уровнем обучения - залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков, необходимых для успешной сдачи ГИА. Отсутствие заинтересованности в преемственности в обучении со стороны учителя начальных классов приводит к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда лет, и часто к почти непреодолимым затруднениям, что сказывается на сдаче ГИА и на качестве образования в целом.

 

Список информационных источников

  1.  Бакулина, Г. А. О новых видах сочинений по русскому языку в IV классе [Текст] / Г. А. Бакулина // Начальная школа. – 2016. - № 12. – С. 58 – 65.
  2. Кочнева, Е. Н. Комплекс лексико - семантических упражнений как средство предупреждения лексических ошибок у обучающихся 2 класса на уроках русского языка [Текст] / сост. Опалева М. А. - Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.
  3. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007.
  4. Примеры сочинений 15.3 [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://infourok.ru/primeri-sochineniy-oge-1139202.html
  5. Примеры сочинений 15.2 [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://rusq.ru/?p=9227
  6. Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2016 года.
  7. Методика преподавания написания сочинения в начальных классах [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://mirznanii.com/a/179714/metodika-prepodavaniya-napisaniya-sochineniya-v-nachalnykh-klassakh
  8. Памятка Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку. Памятка [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://videouroki.net/razrabotki/pamyatka-podgotovka-k-napisaniyu-sochineniya-rassuzhdeniya-po-russkomu-yazyku-oge-zdanie-152.html