Г. Н. Воронцова, методист
МКУ «Информационно-методический центр»
Для большинства классных руководителей составление плана воспитательной работы – это не очень простая и даже не всегда понятная процедура. Иногда его составляют формально, так как сам классный руководитель не видит в этом смысла и интереса, но попробуем немного изменить свое отношение к нему и выяснить, с чего начать планировать воспитание учащихся.
Прежде всего, необходимо осознать место и суть планирования воспитательной работы в системе деятельности классного руководителя, иначе говоря, ответить на вопросы: зачем, что и как планировать? Рассмотрим эти вопросы с позиции технологии воспитания.
Технология воспитания – это проектирование воспитательных процессов, управляемых и воспроизводимых в условиях определенных воспитательных систем, т.е. в конкретных, аналогичных условиях.
Согласно технологическому подходу, выделяют несколько последовательных этапов работы классного руководителя:
1 этап ‑ изучение учащихся и коллектива класса.
На данном этапе необходимо получить демографические, медицинские, психологические и педагогические данные. К демографическим данным относят дату рождения, профессию родителей, тип семейного воспитания. К медицинским ‑ сведения о заболеваниях, степени физического развития. Психологические данные – это способности, увлечения, интересы, доминирующие черты характера, специальные умения. Педагогические данные – успеваемость, поведение, отношение к учебе, труду, положение в классе и т. д.
2 этап ‑ планирование воспитательной работы.
Он включает в себя формулировку проблем в воспитании учащихся, определение целей, задач воспитания и составление плана работы.
3 этап ‑ организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами: проведение родительских собраний, бесед, классных часов, организация походов, экскурсий и т.д.
4 этап ‑ анализ и оценка итогов работы, которые определяются в уровне воспитанности учащихся.
Наблюдение, анкетирование, опрос и другие методы позволяют судить не только о результатах и ставить новые задачи, но и делать рефлексию о собственной профессиональной компетентности и личностном росте, как классного руководителя, так и воспитателя.
Весь этот цикл можно коротко обозначить следующим образом: диагностика – планирование – организация работы – анализ результатов.
Поскольку составление плана воспитательной работы нецелесообразно без определения задач воспитания, то и начинать надо с определения этих задач. Они определяются на основе данных диагностики. Соответственно диагностика в работе классного руководителя – это получение сведений об учениках, необходимых для организации воспитательной работы. Ее результатом является характеристика не только отдельных учащихся, но и всего класса в целом как коллектива.
Для регистрации результатов диагностики можно использовать изготовленный топографическим способом «Журнал классного руководителя», который помогает проводить диагностику и фиксировать полученный результат, а самое главное – экономит время учителя. Диагностическая карта класса представляет собой таблицу со столбцами, в колонки заносят данные на каждого ученика в сокращенном или кодированном виде. Это делает диагностическую карту содержательной, информативной и одновременно удобной для обзора и анализа. В ней могут отражаться демографические показатели, медицинские, психологические и педагогические данные.
Классный руководитель должен сам выбирать состав используемых данных. Получить такие данные можно следующими методами:
- разовым письменным опросом,
- беседой с родителями, учениками,
- анализом документов и работ учащихся,
- наблюдением, анкетированием.
Помощь классному руководителю на данном этапе должен оказывать педагог-психолог общеобразовательной организации. Итог этапа диагностики – оценка состояния воспитанности учеников и формулировка проблем в их дальнейшем развитии.
Далее определяется перечень дел с группой или отдельными учениками, а также с учителями класса, родителями, внешкольными организациями на определенный период времени, т.е. четверть, полугодие и год.
Приступая к составлению плана, каждый классный руководитель, должен знать и учитывать при планировании следующие источники:
- нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней в области образования и воспитания;
- план учебно-воспитательной работы образовательной организации;
- данные собственной диагностики;
- рекомендации учителей - предметников, положение родителей и учеников класса;
- текущие и ожидаемые события в стране, области, районе, городе.
Классный руководитель, изучив источники, должен согласованно решать, что нужно включить в план, намечая какую-либо деятельность учеников, связанную с датами календаря и текущими событиями, необходимо привлекать и учеников к составлению плана работы.
Когда составляется план работы, необходимо учитывать также требования, которым он должен соответствовать и по которым можно его оценить, насколько хорош он получился. Вот этот необходимый минимум:
- соответствие педагогическим задачам, актуальным проблемам в воспитании;
- соответствие возрастным возможностям и интересам учеников;
- разнообразие и адекватность методов и форм работы;
- посильность, реальность его выполнения для вас и для учеников;
Сегодня многие практики предлагают заменить характеристику класса на диагностическую карту: она компактна, информативна, позволяет производить неоднократный анализ данных, дополнять их другими конкретными сведениями.
В плане воспитательной работы записываются две-три приоритетные задачи на период планирования. Методический совет классных руководителей общеобразовательной организации должен сам определять структуру плана воспитательной работы. Чем проще и практичнее план, тем легче с ним работать, и он будет не просто накопительной папкой, а настоящим рабочим документом.
Циклограммы деятельности (недельные и ежедневные) должны быть произвольны и индивидуальны для каждого классного руководителя. По-видимому, разумнее вести дневник классного руководителя, где есть место для всех планов, для ежедневных записей и для небольших записей аналитического характера. В таком дневнике есть возможность что-то подкорректировать в своих планах, лучше прослеживается индивидуальная работа с учениками. В любом случае важно не перегружать план. В месяц разумно проводить два тематических классных часа, причем в любой форме, и одно коллективное дело. Остальное время отводить на индивидуальную работу, встречу с родителями, учителями и на массу текущих дел, которых всегда так много в школе.
Для подготовки рекомендаций использованы материалы сайта http://www.uchportal.ru/publ/