И. М. Крылова, методист

МКУ «Информационно – методический центр»

 

Творчество ‑ начало, дающее человеку бессмертие.

Ромен Роллан, писатель, общественный деятель, учёный-музыковед (Франция)

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Потенциал личности - способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию. Потенциал личности - возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, успешно расти и развиваться.

Творчество - деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.

По своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Оно дает возможность воспринимать окружающий мир как взаимосвязь нравственных проблем общества и личности, воплощенных в художественном образе; через него эти проблемы могут стать глубоко личными, пережитыми. Результатом деятельности по целостному восприятию художественного образа является различение субъектов (значений и авторских смыслов), определение собственной позиции.

Предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

Ведущей задачей становится умение слушать, целостно анализировать музыкальное произведение. На ранних этапах процесса развития целостного восприятия решаются задачи, связанные с характером и содержанием прослушанных произведений. По мере усложнения произведений усложняются ассоциативные связи услышанных образов с предметами и явлениями окружающего нас мира.

Рассмотрим творческие приемы и задания на уроке музыки.

1. «Творческая мастерская», где учащиеся делятся  на три группы: художники, поэты, танцоры. Предлагается произведение для слушания и дается установка на воспроизведение художественного образа услышанного произведения согласно своему виду деятельности. Работает механизм творческого процесса: осознание, постановка проблемы, нахождение принципа решения ‑ выдвижение гипотезы, замысла художественного произведения; развитие и разработка замысла; практическая проверка гипотезы, объективизация художественного произведения.

2. «Литературно - музыкальная палитра». Учащимся предлагается прослушать музыкальное произведение, где обязательным условием будет присутствие двух контрастных по характеру частей.

После анализа характера и содержания произведения учащимся предлагается перечислить слова - «оттенки» к разным понятиям. Напротив каждого слова - «оттенка» предлагается нарисовать кружок определенного цвета, который, по мнению учащегося, соответствовал бы его литературному образному значению.

Итак, составив такую палитру на наиболее часто встречающиеся в музыке образные понятия, мы не только решаем задачу на развитие гибкости мышления, но готовим учащихся к абстрактному, образному мышлению в процессе передачи музыкального произведения средствами изобразительного искусства.

Этот прием рекомендуется использовать в течение всех лет обучения музыке в школе, качественно изменяя его в процессе развития учащихся.

В старших классах предлагается вывести описанные этапы данного приема в мыслительную деятельность. А конечным результатом деятельности будет абстрактно-образный рисунок, выраженный в соответствующих музыке цветовых гаммах, что будет являться музыкальной палитрой одного, данного музыкального произведения.

3. «Перевод музыки на язык другого вида искусства». П. Антокольский приравнивал любой художественный перевод на язык другого искусства к труду оригинального автора. Это как бы внутреннее «переинтонирование». Иногда другой вид искусства может дать вторую жизнь первоисточнику.

Простейшим заданием этого приема будет предложение учащимся после прослушивания и анализа музыкального произведения «перевести» его на язык красок и линий (что было подробно описано в приеме «Творческая мастерская»), причем высоким уровнем творческой развитости будут отмечены работы, в которых образный строй передан наиболее точно и вместе с тем оригинально (возможно, абстрактно).

Требования к старшеклассникам относительно этого приема будут усложняться как количественно (более крупное музыкальное произведение, более сложная форма его построения), так и качественно (образы музыкального произведения не столь изобразительны, чувственный мир, напротив, богаче). Учащимся предлагается сочинить историю, рассказ, стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или пантомимой («театр одного актера») изобразить услышанное и увиденное содержание данного музыкального произведения.

4. Эсce (пятиминутное).

Эссе́ (из фр. essai - «попытка, проба, очерк», от лат. exagium - «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.

Эссе – прозаический этюд, представляющий в непринужденной форме общие или предварительные соображения.

Эссе применяется как художественная форма письменной рефлексии. С помощью эссе можно узнать насколько хорошо усвоена тема, насколько она важна (глобальна, современна) или наоборот. В то же время можно выразить свое отношение к теме, уроку, методике. Эссе позволяет мыслить критически, развивать мышление и излагать письменно свои взгляды. Для того чтобы было написано только самое главное и было отражено своё отношение, выражены свои чувства, написание эссе должно быть кратковременным. Обычно на выполнение данного задания отводится 5-7 минут. Можно сказать, что эссе - это размышление по горячим следам, пока мысль «свежая» и только что пережитая.

Этот вид письменного задания применяется в конце занятия, чтобы помочь подытожить свои знания изучаемой теме. Необходимо выполнить следующие два условия: написать, что узнали по данной теме и задать один вопрос, на который так и не получили ответа. (При планировании следующего занятии можно использовать полученный материал).

5. Синквейн.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) ‑ пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Этот методический прием даёт способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства, представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной  на богатом понятийном запасе.

Каждому даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем можно продолжить работу: с партнёром из двух синквейнов составить один. Это даст возможность поговорить о том, почему так написано, и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеется проектор, то часто бывает полезным показать несколько синквейнов. Это может породить дальнейшую дискуссию. Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Правила написания синквейна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительное).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола).

4. Четвёртая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

6. Сближение понятий. Ассоциативные гроздья.

В памяти человека слова группируются в «гроздья», ассоциативные заготовки, которые используются в процессе восприятия и мышления. Готовые ассоциативные шаблоны «экономят» мышление, но в то же время делают его менее гибкими. В связи с этим возникает необходимость решать задачи, направленные на расширение диапазона ассоциативных связей.

Это можно сделать в процессе построения логических цепочек, где не только решались бы ассоциативные задачи, но и с их помощью шел познавательный процесс или процесс закрепления усвоенного материала.

Было уже не раз отмечено, что задача педагога ‑ пробудить личностную заинтересованность ребенка в искусстве. И этому способствуют задания, требующие выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла учащегося. Тогда он входит в искусство, как в свой мир, где можно выразить то, что несет в душе, где все логично, понятно и можно, опираясь на собственный опыт, самому открывать новые его грани.

7. В связи с этим предлагается прием, который можно использовать уже на вводном уроке. Это «Логические цепи», нацеленные на установление ассоциативного перехода в четыре-пять этапов от одного исходного понятия к другому. Этот опыт был проделан учеными Э. Головановым и В. Старицей, которым удалось показать, что между любыми двумя понятиями (словами) можно установить ассоциативный переход.

8. «Шапка» вопросов.

Это вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки с вопросом по тексту (литературному, изобразительному, музыкальному):

1. Вопрос, проверяющий знание текста.

2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать.

3. Вопрос по выяснению другого мнения о музыке и сравнению его со своим.

Участники могут ограничиваться и одним-двумя вопросами. Смысл игры заключается в постановке ученика, формулирующего и записывающего эти вопросы, в разные позиции: проверяющего, не знающего, советующегося.

Отвечают на вопросы все ученики. Они подходят к «шапке» и вынимают одну из бумажек. Во время выполнения задания хорошо и доступно для детей раскрывается понятие «интересного» и «неинтересного» вопроса и ответа. Задание имеет прямую связь с художественным воспитанием.

При устном варианте вопросов (например, в начальной школе) эффект случайного подбора спрашивающих и отвечающих сохраняется: отвечающий вытаскивает билет, на котором написано имя или инициалы ученика, на устный вопрос которого должен ответить тот, кто вышел к «шапке».

9. Исследовательский проект.

Прое́кт (от лат. projectus ‑ брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) ‑ замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

В рамках предмета «Музыка» проекты являются культурологическими по содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируется тематика нескольких предметов – музыки, истории, литературы, иностранного языка, географии, изобразительного искусства, мировой художественной культуры.

Законы Искусства берут свое начало не в материальном,

а в идеальном мире, где обитает Красота,

материя может лишь указать границы,

в пределах которых распространяется художественное вдохновение.

Делия Стейнберг Гусман, музыкант, философ, культуролог (Аргентина, Испания)

 

Информационные ресурсы

1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М. : Владос, 2002.

3. Смолина, Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания [Текст] / Е. А. Смолина. - Ярославль : Академия развития, 2007.