Тычинина А.А., методист МКУ «Методический центр»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на «создание условий развития ребенка,…его личностного развития…на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками…». Также, согласно этому документу, взаимодействие взрослых и детей при организации образовательной деятельности должно носить личностно-развивающий и гуманистический характер. С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее.
Попадая в коллектив, дети оказываются за рамками семейных отношений. Особенность образовательной работы с дошкольниками ‑ учитывая индивидуальность каждого ребенка, сделать пребывание его в детском саду максимально комфортным.
Организация совместной образовательной деятельности взрослого с детьми связана с изменением стиля поведения воспитателя.
Существуют несколько форм взаимодействия взрослого и ребенка, каждая из которых предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической форм общения.
Партнерская позиция воспитателя основана на принятии демократического стиля отношений. Здесь взрослый включен в совместную деятельность наравне с детьми, он ‑ партнер.
Критерием продуктивного педагогического общения может быть создание благоприятного психологического климата в коллективе дошкольников, а также формирование определенных межличностных отношений в группе.
Партнерский стиль взаимодействия предполагает доминирование диалогической формы общения.
Условия ведения диалога
- Снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми, поддержка и общий позитивный настрой.
- Обстановка доброжелательности.
- Признание ценности и значимости позиций всех участников диалога.
- Поддержка мотивации общения.
- Восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребенка; ни одна из реплик не должна остаться без ответа.
- Умение держать паузу.
- Исключение из речи глаголов повелительного наклонения.
- Замедленный темп речи педагога, умеренная громкость голоса.
- Предоставление возможности высказаться как можно большему количеству детей.
- Учет в диалоге индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера.
- Эмоциональная поддержка ребенка, выражение ему благодарности за инициативу в общении.
В процессе совместной деятельности воспитатели часто допускают педагогические ошибки во взаимодействии с дошкольниками, что затрудняет соблюдение одного из основных принципов современного образования ‑ принципа психологической комфортности.
Факторы, тормозящие диалог
- Категоричность педагога, навязывание своего мнения детям.
- Обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.
- Отсутствие внимания воспитателя к ребенку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт).
- Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы.
- «Вытягивание» ответа.
- Неумение взрослого быть хорошим слушателем (недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного).
Одним из эффективных методов при организации партнерского взаимодействия является «модель трех вопросов» ‑ что знаем, что хотим узнать, как узнаем? Использование данного метода позволяет реализовать на практике принцип индивидуализации дошкольного образования.
Задача дошкольной образовательной организации ‑ обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, которое во многом зависит от того, как складываются его взаимоотношения не только с окружающими сверстниками, но и со взрослыми. Поэтому уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях возможно только при организации образовательного процесса на условиях партнерского взаимодействия.
Литература
- Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / под редакцией С. А. Смирнова. - Москва, 2009. – Текст : непосредственный.
- Прохорова, Л. Н. Системно - деятельностный подход к реализации ФГОС ДО. – Москва : ТЦ Сфера, 2020. – Текст : непосредственный.
- Развитие социальной уверенности у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Москва : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. – Текст : непосредственный.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 [Зарегистрировано в Минюсте России 14. 11. 2013 N 30384]. – Москва : Центр педагогического образования. – 2014. – 32 с. – Текст : непосредственный.