О. Ю. Мельникова, методист

МКУ «Информационно-методический центр»

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое, и, двигаясь путём проб и ошибок, он, в конце концов, может овладеть элементарными формами жизни в человеческом обществе. Сказка является одним из важнейших нравственно-педагогических средств формирования личности. Любая сказка нацелена на социально–педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и даже лечит.

Сказке, как любому явлению искусства, присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в своём индивидуальном жизненном опыте: со временем, в пространстве, профессионально, событийно, ограничен половой дифференциацией и т.д.

А. С. Пушкин писал о сказке: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Само понятие «намёк», а не нравоучение, не идеологическая директива содержится в сказке, её сюжете, её образах. Само понятие «намёк» подразумевает актуализацию личностной трактовки, индивидуального доосмысления содержания сказки каждым слушателем.

Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребёнка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребёнка, средством выражения мыслей и чувств, живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребёнок учится мыслить словами.

Сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

- донесение в доступной форме до сознания детей общечеловеческих ценностей;

- воспитание любви ко всему живому: ко всем людям и природе;

- расширение кругозора и представлений о мире и мироустройстве;

- закладывание нравственных основ и начал, формирования нравственно-здоровой личности ребёнка;

- развитие связной, образной речи.

Важным и перспективным методологическим направлением становления современного дошкольного образования является интеграция. Именно интеграция - наиболее благоприятная форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Именно сказка, сказочный сюжет построения организованной образовательной деятельности в соединении с интеграцией наиболее полно помогает решить воспитательные и образовательные задачи, поставленные педагогом. Сказка замечательно сочетается с рисованием, аппликацией, конструированием, лепкой, музыкой, физической культурой.

Сказки органично сочетаются с принципом комплексно-тематического планирования образовательной деятельности в ДОО (в таблице № 1 представлено примерное распределение сказок по тематическим направлениям).

Таблица № 1

Тема

Название сказки

Осень. Овощи

«Репка», «Пых», «Мужик и медведь»

Фрукты

«Молодильные яблоки», Д. Родари «Чиполлино»

Ягоды

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Грибы

В. Сутеев «Под грибом», В. А. Жуковский «Война грибов с ягодами»

Деревья. Кустарники

«Как коза избушку строила», Г.-Х. Андерсен «Ёлка»

Хлеб. Труд

«Колосок», «Деревянный орёл», «Лёгкий хлеб»

Семья. Человек

«Маша и медведь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Каша из топора»,  «У страха глаза велики», «Айога» (нанайская сказка), «Кукушка» (ненецкая сказка),  Н. Бажов «Серебряное копытце»

Домашние животные

«Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят», К. Ушинский «Бодливая корова»

Подготовка птиц и животных к зиме

«Зимовье зверей», В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Зима. Зимние забавы

«Морозко», «Снегурочка»,                                                                                                                                         

Братья Гримм «Госпожа метелица»

Животный мир зимой

«Лисичка – сестричка и серый волк»

Дикие животные

«Кот и лиса», «Лиса и волк», «Ёж»,                                                                                               

«Два жадных медвежонка», «Хвосты», «Заяц- хваста»

 Птицы

«Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зёрнышко»,                                                                                        Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок», В. В. Бианки «Люля»

Рыбы

«Байка о зубастой щуке» Р. Киплинг «Откуда у кита маленькая глотка»

Одежда.  Обувь

Ш.Перро  «Золушка»,   «Кот в сапогах»,                                                                            

Г.-Х. Андерсен «Новый наряд  короля»

Посуда

«Лиса и журавль», «Лиса и кувшин»                                                                            

К. И. Чуковский «Федорино горе»                                    

Братья Гримм «Горшок каши»

Мебель

Л. Н. Толстой «Три медведя»

Транспорт

В. Сутеев «Разные колёса»

День защитника Отечества

«Бой на калиновом мосту», «Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо», Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Строительство

«Теремок», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», В. Бианки «Лесные домишки»

Весна

«Заюшкина избушка», «Мужик и медведь»,                                          

 В. В. Бианки «Заяц Косач, медведь и весна»

Насекомые

М. Михалков «Лесные хоромы», В.В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Росянка – комариная смерть»

Безопасность жизни

Ш. Перро «Красная Шапочка», К. И.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Бармалей»

Животный мир севера

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»

Животные жарких стран

Р. Киплинг «Слонёнок», «Откуда взялись броненосцы»

Наша Родина

«Илья Муромец и Соловей разбойник»

Народные промыслы

«Бычок - смоляной бочок»

Музыкальные инструменты

«Садко», Братья Гримм «Бременские музыканты»,

Г.-Х. Андерсен «Свинопас»

 Требования к сказке:

  • Любая сказка должна содержать в себе идею. Основная идея многих сказок - борьба добра со злом и торжество справедливости, то есть вера народа в будущее, его непоколебимая вера к победе.
  • Сказка должна содержать определенно выраженную мораль, но она должна быть не навязчивая и не очевидная. Мораль сообщается в книге в форме искусственно выдуманного рассказа, в форме не жизненно правдивой.
  • Сказка должна быть оптимистичной. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.
  • Сказка должна оказывать эмоциональное воздействие на детей.
  • Она не должна содержать прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен нравственный урок. Чаще всего сказки в доступной форме повествуют о победе добра над злом.
  • Герои сказок должны соответствовать возрасту детей. Сказка содержит как положительные, так и отрицательные образы героев. Положительные герои в сказках наделены хорошими чертами характера. Они всегда противостоят злу жизни, темным силам, отрицательным персонажам.

Принципы работы со сказками:

Принцип

Основной акцент

Комментарий

Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях

Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки

Множественность

Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов

Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок

Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях

Выделяют две основные формы организации работы со сказкой:

Традиционные. К ним относятся: чтение литературных произведений, нравственно-этические беседы, драматизация, досочинение сказок.

Нетрадиционные. Включают моделирование сказок, «выразительные движения», проблемные ситуации, творческие задания, «нарисуй» сказку.

Примеры нетрадиционных форм работы со сказками:

  • Составление словаря по сказке.

Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивают картинки с их изображением, например: амбар, сусек (сказка «Колобок») и т.д. В последующей работе со сказкой дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами объяснить их значение.

  • Изготовление книги по сказке.

Цель: обогащение речи детей эмоционально-окрашенной лексикой, эстетическими терминами через знание содержания сказки. Развитие творческого воображения, цветовосприятия, мелкой моторики рук. Воспитание у детей интереса к созданию книги.

  • Шаг за шагом.

Цель: закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.

Описание. Воспитатель говорит название сказки, а ребёнок, шагает по группе и на каждый шаг называет героя из этой сказки.

  • Помоги герою найти свою сказку.

Цель: закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания. 

Описание. На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.

  • Покажи мимикой и жестами.

Цель: учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать воображение, наблюдательность.

Описание. Воспитатель предлагает детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов.

  • Шкатулка. Цель: развитие речи, памяти, мышления.

Описание. Воспитатель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё качества характера, пожелания и т.д.

Например. Соберите в шкатулку всё, что необходимо герою с вашей точки зрения, всё, что поможет ему в дальнейшем.

Дети ещё могут сочувствовать, сопереживать. Задача ДОО – не дать задавить эти ростки реальностью жёсткой жизни, а делать всё необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребёнка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Используемая литература 

  1. Большева, Т. В. Учимся по сказке / Т. В. Большева. – СПб., 2001.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб., 1997.
  3. Зинкевич – Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. - СПб, 2000.
  4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПб., 1997.
  5. Нартова – Бачавер, С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии. Хрестоматия. Сказки народов мира / С. К. Нартова - Бачавер. - М., 1996. - с. 3 – 14.
  6. Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия / Д. Ю. Соколов. - М., 2000. – с. 148.
  7. Стрелкова, Л. П. Уроки сказки / Л. П. Стрелкова. – М., 1989.
  8. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с литературой / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. – М., 1998.
  9. Ушакова, О. С. Придумай слово / О. С. Ушакова. – М., 2004.
  10. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой / Л. Б. Фесюкова. – Харьков, 1996.