А. А. Тычинина, методист
МКУ «Информационно-методический центр»
Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» объединяет в себе все направления деятельности дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. А если добавить категорию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), то добавляется работа по коррекции нарушений в психическом, эмоциональном и речевом развитии. Категория воспитанников с ОВЗ может быть различной. В неё могут входить дети с нарушением в развитии: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, а также дети с комплексными нарушениями развития.
Под здоровьесберегающими (коррекционными) технологиями подразумевается система мер по охране, укреплению здоровья детей и коррекции недостатков развития детей с ОВЗ. Здоровьесберегающая деятельность в ДОО может включать в себя разные направления:
- медико-профилактические технологии;
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка;
- здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем. К признакам здоровьесберегающей образовательной технологии можно отнести:
- индивидуализацию психологических и педагогических воздействий;
- согласованность, сочетаемость, насыщенность использования различных сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, двигательная сфера);
- учёт особенностей вида и темпа деятельности;
- использование интерактивных форм образования дошкольников;
- творческий характер образовательного процесса;
- учёт возрастных особенностей дошкольников;
- построение образовательного процесса с учётом физиологических особенностей ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии с точки зрения современной педагогической науки рассматривают как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, которая является сегодня одной из самых перспективных образовательных систем XXI века.
В педагогической литературе сейчас можно встретить много рекомендаций по использованию здоровьесберегающих (коррекционных) педагогических технологий в образовании детей с ОВЗ. Внедрение в систему дошкольной организации инклюзивного образования заставляет педагогов искать педагогические технологии, обеспечивающие адекватные приемы дошкольного образования с коррекционной направленностью в отношении детей с особенными образовательными потребностями.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражаются государственные гарантии получения бесплатного доступного качественного образования всеми детьми. Государственная гарантия распространяется, в том числе, и на детей, испытывающих потребности в получении особого образования. В эту категорию могут входить дети-инвалиды и дети с ОВЗ.
Среди задач реализации государственных гарантий получения доступного качественного образования всеми детьми первоочередной является задача обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности каждого, а также расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.
Актуальной также является задача социализации воспитанников, приобщения их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет психолого-педагогические условия для успешной реализации образовательной программы в группах компенсирующей направленности дошкольных образовательных организаций. Так, для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей. Поэтому педагогу необходимо найти оптимальное комплексное использование здоровьесберегающих (коррекционных) мероприятий, которые позволят повысить эмоциональный настрой и работоспособность детей всей группы. Это будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обычных детей и детей с ОВЗ.
Существует множество здоровьесберегающих (коррекционных) образовательных технологий. Раскроем коррекционную направленность некоторых из них.
ОСНОВНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Психокоррекционные игры представляют собой совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка.
Физкультминутки, которые могут быть заполнены гимнастикой для глаз, пальцев или музыкальными паузами, являются эффективным активным отдыхом для детей. Применение кратковременных минуток отдыха способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности детей, что позволяет сохранять здоровье детей и в то же время повысить работоспособность детей с ОВЗ.
Пальчиковая гимнастика является самым распространенным видом коррекционной работы. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и мозг, поддерживают мозговые системы в оптимальном соотношении. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка. При проведении пальчиковой гимнастики используется основной принцип от простого к сложному. Отдельные приёмы пальчиковой гимнастики варьируются в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей детей.
Дыхательная, артикуляционная и мимическая гимнастика способствуют созданию сенсомоторного базиса для развития произносительной стороны речи.
Крайне актуальна зрительная гимнастика, которая используется для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, для укрепления мышц глаз.
Самомассаж положительно влияет на развитие высших психических функций ребёнка: память, внимание, зрительно-моторную координацию, развитие речи, мышечного тонуса мышц и подготовку руки к обучению письму. Игровые приёмы массажа кистей рук с использованием карандашей различных по форме, толщине и характеру поверхности, значительно улучшают тонкую моторику рук, улучшают графомоторные функции пальцев рук. Так как моторика пальцев и кистей рук находится в корреляционной зависимости с моторикой органов артикуляции, то можно предполагать, что этот вид игрового массажа карандашами будет способствовать улучшению моторики органов артикуляции, что отразится на улучшении качества произносительной стороны речи.
Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений, зрительно-моторной координации, стабилизируют эмоциональное состояние ребёнка. Песочная терапия оказывает благотворное влияние на снижение психофизического напряжения, регулирует мышечное напряжение, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображение, закрепляет знания о сенсорных эталонах.
Инновационным подходом при обучении детей с ОВЗ считается Су-джок-терапия. Эта система воздействия стимулирует биологически активные точки и зоны на теле ребенка, соответствующие всем органам и системам, расположенные на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами. На коррекционных занятиях происходит стимулирование точек, расположенных на пальцах рук и стопах ребёнка, при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).
Логоритмика стимулирует речевую активность. Используют приёмы «договори слово», «звукоподражание», чтение слов с движением. Сочетание речи с движением развивает речевое внимание, умение вслушиваться, понимать инструкцию, действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.
Практика показывает, что применение всех перечисленных технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребёнка.
Педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо творчески подойти к использованию перечисленных технологий, а также привлечь родителей к их применению в домашних условиях.
Список литературы
- Акименко, В. М. Новые логопедические технологии [Текст] / В. М. Акименко. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2008.
- Волошина, Л. А. Организация здоровьесберегающего пространства [Текст] / Л. А. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 114 – 117.
- Здоровьесберегающая система ДОУ [Текст] / М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград : Учитель, 2008.
- Кудинова, М. А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников [Текст] / М. А. Кудинова // Логопед. – 2010. – № 2. – С. 74 – 78.
- Кузнецова, С. В. Система работы с узкими специалистами ДОУ [Текст] / С. В. Кузнецова, Е. В. Котова, Т. А. Романова. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
- Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников : Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / И. М. Новикова. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст] // Вестник образования. – 2013. – № 24. – С. 3 – 32.