Современный детский сад – это социально-педагогическая система.

Одним из первых и важных социальных институтов является семья. В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Основными целями взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития ответственных и деловых отношений с семьями воспитанников, которые обеспечивают целостное развитие личности дошкольника и повышение компетентности родителей в области воспитания.

ФГТ ориентируют каждое дошкольное образовательное учреждение на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Работа в условиях реализации новых ФГТ требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общей стратегии действий по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония.

Проблемы воспитателей в том, что они не всегда понимают, как работать с современными родителями!

Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Часто воспитатели боятся родителей, потому что:

  • воспринимают их как некую силу, которая борется за ребенка, за власть над ним;
  • воспринимают их как контролеров, которые придут и проверят, что они делают;
  • воспитатели не умеют правильно общаться и доносить информацию о ребенке: у воспитателей не в достаточной степени сформирована коммуникативная культура.

Елена Ивановна Фадеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления развитием школы Московского государственного педагогического университета, отмечает интересный факт того, что большая часть педагогов дошкольных образовательных учреждений не обращается к родителям за помощью по поводу воспитания их детей. Идет подмена социальных ролей. Воспитатели демонстрируют «силу» и выбирают позицию «РОДИТЕЛЬ», а позицию «РЕБЕНОК» оставляют для родителей. В такой ситуации конструктивное взаимодействие невозможно. Конструктивный разговор возможен только в том случае, указывает Е.И. Фадеева, если воспитатель «примеряет» на себя роль «ВЗРОСЛОГО» и такую же роль предлагает родителям.

По-прежнему в работе с семьями воспитанников воспитатели ДОУ отдают предпочтение традиционной форме работы с родителями – родительское собрание. На групповых собраниях родителей воспитатели знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов. По окончании собрания родители задают вопросы и, может быть, высказывают претензии.

Любой воспитатель мечтает о том времени, когда родители воспитанников, пришедшие на родительское собрание, будут не только внимательны, но и готовы выполнить все иx рекоменда­ции. Для этого педагогам необходимо:

1. Замените роль информатора на роль фасилитатора.

Фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis ‑ «лёгкий, удобный») ‑ это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи. Фасилитатор на родительском собрании организует общение, способствует тому, чтобы разговор был продуктивным.

2. Добивайтесь того, чтобы вас услышали.

Начало разговора ‑ краткое, эффектное, четкое по содержанию. Первые две ‑ три фразы запишите на листке бумаги. Начало четкое и спокойное.

Никогда не начинайте с извинений, даже если есть тому причины (накладки, недоразумения...). Извинения сразу ставят человека в позицию «снизу», что уменьшит значимость предложенной вами информации. Начните разговор с плана, логики встречи, ее последовательных этапов («Сначала мы...», «Далее нам предстоит...», «Мне представляется необходимым...»).

На вопросы лучше отвечать в конце «монолога» воспитателя (поступающие вопросы можно записывать) ‑ это не нарушит хода собрания, не создаст нервозной обстановки, «не уведет» разговор в сторону.

3. Не стойте за столом воспитателя.

Как и где стоять во время своего «монолога»? Если родителей немного, то лучше сидеть в общем кругу ‑ вы добьетесь камерности общения, доверительности, можете стоять сбоку от стола, но не за столом. Стол воспитателя ‑ коварное место, он непременно оживит у слушателей ассоциации, поведенческие стереотипы.

4. Соотносите свой голос со значимостью информации.

Повторяйте слова, модулируйте акценты, используйте паузы. Помните, что перед вами взрослые люди, умеющие думать, имею­щие собственное мнение.

Можно заинтриговать родителей, предложив им темы будущих обсуждений. ГЛАВНОЕ ‑ родители должны быть убеждены в том, что встречи с вами имеют смысл, проходят оперативно, оставляют след, имеют результат. А для этого информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко.

Литература:

  1. Зубова О. Н. Клуб заботливых родителей / О. Н. Зубова, Н. А. Лукьянова. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2010. - № 11. – С. 52 – 60.
  2. Гладкова, Ю. А. Детско - родительский клуб / Ю. А. Гладкова, Н. М. Баринова. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - № 1. – С. 66.
  3. Фадеева, Е. И. Руководитель ДОУ : социально - психологические ресурсы управления в условиях внедрения ФГТ : Методическое пособие / Е. И. Фадеева. – М. : УЦ «Перспектива», 2013.

А.Н. Максимова, методист МКОУДО «ИМЦ»