Дополнительное образование детей, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, осуществляет целостную  образовательную деятельность, развивает творческий потенциал учащихся в соответствии с их природными задатками, склонностями, интересами.

При организации образовательной деятельности педагоги дополнительного образования реализуют собственные индивидуально-авторские, модифицированные, развивающие программы, программы допрофессиональной подготовки, культурно-досуговые, физкультурно-спортивные программы, а также программы углубленные по определенным образовательным направленностям для одаренных детей, используя основную форму организации образовательной деятельности – занятие.

Учебное занятие является главной частью образовательной деятельности в системе дополнительного образования, это то время, которое педагог проводит с учащимися, организуя вариативную учебную, социально-педагогическую, досуговую и другие виды работы.

Занятие в системе дополнительного образования обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу учащихся, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности, имеет отличную от школьной систему оценивания результатов деятельности учащихся. Занятие имеет структуру, представляющую собой взаимосвязь ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, педагогических технологий. В ходе проведения занятия главным для педагога является не сообщение информационных знаний учащимся, а включение в сотворчество с педагогом, друг с другом, родителями, в активный поиск знаний с приобретением умений, навыков, а в итоге – творческая самореализация учащихся.

Основные принципы обучения

Образовательная деятельность осуществляется в детских объединениях, организация и содержание занятий в которых интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я. А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е. Н. Медынским для внешкольного образования:

  • научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);
  • природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями учащихся);
  • последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему, от общего к частному);
  • доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному);
  • сознательности и активности;
  • наглядности;
  • индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;
  • заинтересованности и мобильности (образовательная деятельность организуется в соответствии с меняющимися интересами детей).

Основными требованиями к построению современных учебных занятий являются:

  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
  • целесообразное расходование времени занятия;
  • применение разнообразных методов и средств обучения;
  • высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
  • практическая значимость полученных знаний и умений.

Классификация занятий в системе дополнительного образования детей

На сегодняшний день не выработан единый подход к классификации занятий в системе дополнительного образования детей. Шамова Т. И. [2, 67] выделяет следующие группы занятий дидактической направленности на основе единства педагогических целей:

  • получение новых знаний и умений (лекция, экскурсия, практикум и др.);
  • закрепление знаний и умений (практикум, собеседование и др.);
  • обобщение и систематизация знаний и умений (практикум, семинар и др.);
  • комплексное применение знаний и умений (практикум, семинар и др.);
  • контроль и коррекция знаний (итоговый отчет в форме показа творческих достижений, тренинг и др.).

Железнова Л. Б. [2, 68] связывает определение видов занятий с приоритетом реализуемых задач:

  • учебные занятия по передаче знаний;
  • учебные занятия по осмыслению учащимися знаний и их закреплению;
  • учебные занятия закрепленных знаний;
  • учебные занятия формирования знаний, применяемых на практике;
  • тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);
  • учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.

Формы организации деятельности детей в учебном процессе

Традиционные занятия

Нетрадиционные занятия

Лекция: устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся

Презентация предмета, явления, события, факта: описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях

Семинар: форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога

Социодрама: сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений

Дискуссия: всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения

Защита проекта: проецирование изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем

Конференция: собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов

Философский стол: коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.

Экскурсия: коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью

«Крепкий орешек»: решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений

Туристический поход: передвижение группы людей с определенной целью

Конверт вопросов: свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке

Учебная игра: занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия

Выпускной ринг: отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми

Утренник, праздник: организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности

Психологическое занятие: проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач

 

При подготовке занятия педагог имеет право самостоятельно разработать удобную для себя модель учебного занятия.

Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний учащимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

Педагог внимательно изучает учебно-тематический план реализуемой образовательной программы, определяет тип, вид, структуру занятия, тему, цель, задачи; определяет взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (обучающие, развивающие, воспитательные), выходящие на реальный, достижимый результат. Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения, (взаимодействие и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объём образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая учащихся на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе анализируются все выполненные детьми работы и анализируются даже самые небольшие достижения. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности (групповой, индивидуальной и т.п.).

Рекомендуемые требования к написанию плана-конспекта занятия

В плане – конспекте занятия могут найти отражение:

  • цели, задачи, методы и приёмы воспитания ребёнка в границах темы занятия;
  • учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
  • образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
  • ведущие виды деятельности участников занятия;
  • структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
  • содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
  • мотивация деятельности детей на каждом этапе занятии;
  • формы и способы взаимодействия с детьми;
  • диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
  • типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
  • образцы корректирующих упражнений;
  • приёмы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
  • диагностика результатов занятия, подведение итогов.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио-, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала, определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объём и форма самостоятельной работы детей, разрабатывается краткий конспект занятия. Педагог обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

Информационные ресурсы

1. Горский, В. А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей / В. А. Горский // Дополнительное образование. - 2003. - № 3. - С. 20 - 29.

2. Дополнительное образование детей : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. О. Е. Лебедева. - М. : Владос, 2000.

3. Иванченко, В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей / В. Н. Иванченко. - Ростов н/Д. : Изд - во «Учитель», 2007.