Тычинина А.А., методист МКУ «Методический центр»

 В последнее время в образовательных организациях все более актуальной становится проблема буллинга. Всплеск физического и психологического насилия обусловлен тем, что образовательный процесс в школах, во многом строится на конкуренции. Полноценно развить и реализовать школе индивидуальный потенциал человек может только в безопасных условиях, где главное место занимаетпсихологическая безопасность и качество межличностного общения.

В подростковом возрасте ребенок усваивает определенные модели поведения, которым может следовать всю дальнейшую жизнь и поэтому вопрос буллинга именно в этот возрастной период имеет особенное значение.

Почти в каждой школе, в частности классе, есть дети, которых высмеивают или над которыми измываются одноклассники. Буллинг ‑ это намеренное регулярное психологическое или физическое давление на жертву, с целью затравить её, деморализовать, унизить, подчинить, и, в конечном счете, вызвать у нее страх, ужас. Буллинг как феномен девиантного поведения является острой социально значимой проблемой.

В научной литературе выделяют несколько видов буллинга:

Психологическое насилие

Вербальное: насмешки, присвоение прозвищ, словесные колкости (шпильки), публичное унижение, угрозы, доносительство, оскорбления.

Социальное исключение: игнорирование (бойкот), изолирование от общения.

Кибербуллинг, или другими словами интернет-травля: диффамация и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных ресурсов и средств коммуникации, а также намеренная публикация и распространение текстов, оскорбительного характера. В настоящее время популярность набирает такая форма социальной провокации, как троллинг.

Физическое насилие

Нанесение побоев, травм, умышленное повреждение имущества, кража материальных объектов.

Социологические исследования последних лет показывают:

  • самые популяризированные виды буллинга ‑ это вербальная травля, бойкот, физическая расправа, клевета, воровство;
  • чаще встречаетсясреди мальчиков в младших классах, но снижается к 14-15-ти годам;
  • кибербуллинг отмечается среди подростков в возрасте 13-15-ти лет, характерен, как правило, для девушек.

По статистике, приведенной в научной литературе, 62 % учащихся не рассказали взрослым о факте буллинга, 24 % делились с друзьями и только 2 % детей сообщили о проблеме родителям.

Буллинг – это всегда унитарное явление. Инициаторами выступают 2-3 ребенка, для которых унижение других детей является своего рода способом самоутверждения и получения авторитета в коллективе.

Поводом к преследованиям в большинстве случаев может стать тщательным образом спланированная вендетта (месть) или личная антипатия.

К категории инициаторов относятся:

  • учащиеся, подвергающиеся домашнему насилию;
  • учащиеся, стремящиеся к чрезмерному доминированию, самоутверждению за счет других;
  • учащиеся с подвижным эмоциональным фоном.

Объектом буллинга часто становятся:

  • застенчивые, зачастую физически ослабленные дети;
  • дети из малообеспеченных семей;
  • дети с незаурядной внешностью;
  • двоечники, отличники;
  • ябеды;
  • любимчики учителей;
  • дети учителей;
  • представители этнических меньшинств.

Всех жертв объединяет одно: эти дети обладают повышенной чувствительностью и показывают свою «слабость» ‑ страх, боль, унижение. Их реакция соответствует ожиданиям инициаторов, которые находят в этом действе «искомое чувство превосходства». Результатом буллинга для жертвы могут стать социальная обособленность, асоциальное поведение, суицидальная идеация, психические расстройства, нанесение тяжких увечий обидчикам.

Как понять родителям, что ребенок стал жертвой буллинга?

  • нежелание ребенка идти в школу, ребенок ищет причины, чтобы пропустить уроки;
  • подавленное настроение после возвращения из школы, молчаливость;
  • приступы непроизвольного плача;
  • никогда не вспоминает никого из одноклассников;
  • почти не говорит о школе;
  • одинок, сам никого не приглашает домой и его не приглашают.

Если ребенок подвергся буллингу

  • Вам необходимо найти причину травли;
  • удостовериться, что Ваш ребенок стал объектом школьного буллинга;
  • известить о ситуации классному руководителю, школьной социальной службе;
  • выражайте сочувствие ребенку без оценок и комментариев данной ситуации;
  • разговаривайте с ребенком в спокойном, деловом тоне;
  • выступите на ближайшем родительском собрании, но не с целью кого-то обвинить, а с целью объединить усилия родителей, чтобы травля не стала традицией в классе.

Как не допустить ситуации буллинга?

  • установить контакты с одноклассниками ребенка и учителями;
  • приглашать одноклассников в гости, особенно тех, кому симпатизирует Ваш ребенок;
  • создать благоприятную атмосферу в семье, вовлекать ребенка в совместные дела;
  • внимательно относитесь к эмоциональному состоянию ребенка;
  • прикасайтесь к ребенку как можно чаще – берите за руку, обнимайте, гладьте по голове;
  • чаще говорите о своей любви к ребенку;
  • повторите с ребенком простейшие правила безопасности при пользовании интернетом

Формируйте у ребенка навыки уверенного поведения, развивайте умение контролировать ситуацию, принимать на себя ответственность за собственную жизнь  и тогда Ваш ребенок вырастит психологически здоровой личностью.

 

Литература

1. Кривцова, С. В. Буллинг в школе VS сплочение неравнодушных / С. В. Кривцова. – Москва : ФИРО, 2011. – Текст : непосредственный.

2. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах / составители Д. Е. Довиденко [и др.] – Екатеринбург : «Семья детям», 2014. – Текст : непосредственный.

3. Сакович, Н. А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков / Н. А. Сакович. – Москва : Генезис, 2012. – Текст : непосредственный.