В.В. Бондина, методист

МКУ «Информационно-методический центр»

 

Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – Стандарт) предусматривает изменения профессиональных компетенций учителя.

Педагог должен уметь проектировать учебную ситуацию на уроке и управлять этой ситуацией, владеть в совершенстве проектным и учебно-исследовательским методами обучения, уметь проводить диагностику образовательных результатов, организовывать и сопровождать корректирующую работу на уроке, но одной из ключевых компетенцией учителя является умение составлять цель урока.

Процесс формирования цели урока необходимо начинать с выявления требований к результатам (метапредметным, предметным, личностным) освоения основной образовательной программы (далее – Программы), которые должны быть достигнуты на уроке каждым учащимся.

Процесс целеполагания позволяет выстраивать логически обоснованную систему действий на достижение желаемого результата, при этом в цели должны быть указаны: образ желаемого результата, его свойства, действия субъекта, направленные на создание конечного результата.

Для эффективного достижения планируемых результатов на уроке учитель должен знать, что в условиях реализации Стандарта:

- универсальные учебные действия (далее – УУД) становятся основным объектом оценки как в процессе внутренней, так и итоговой проверки образовательных результатов;

- предметные результаты оценивают способность учащихся использовать полученные знания по предмету при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, то есть объектом оценки являются не столько знания, сколько действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием [1].

Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к каждому учебному предмету.

Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. В этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации, и которые могут быть освоены всеми обучающимися [4].

При целеполагании учитель должен учитывать то, что оценка достижения личностных результатов освоения Программы ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации о работе общеобразовательной организации в целом, поэтому личностноформирующая направленность урока в блоке целеполагания необязательна.

Педагог должен учитывать отношение учащегося не только к себе, к своим одноклассникам, к учителю, к образовательной деятельности, но и к нравственным оценкам или безнравственным суждениям, поступкам ученика.

Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике типа «ты поступил правильно», «ты молодец». В процессе оценивания ученик ставится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить «в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащихся» [1].

Цель урока это – проектируемый результат деятельности, направленный на достижение планируемых результатов Программы каждым учащимся, в соответствии с требованиями Стандарта.

Цель урока чётко ориентирует на усвоение фактов, понятий, конкретизируется в планируемых результатах метапредметных и предметных, все планируемые результаты объясняются учащимся.

Способ постановки цели урока должен отличаться повышенной инструментальностью на уровне «наблюдаемых» действий.

Учебная цель к уроку формулируется с помощью глагола, выражающего конкретное, внешне выраженное, «наблюдаемое» действие, результат которого можно определить, измерить и оценить.

Например, учитель на уроке:

- не может видеть, как учащийся «понимает», «воспринимает», «изучил», «узнаёт», «помнит», «научился», «освоил»;

- может видеть или слышать, как учащийся «преобразовывает», «систематизирует», «выбирает», «перечисляет», «вычисляет», «описывает», «соотносит», «оценивает».

К цели урока предъявляются следующие требования – цель урока должна быть: конкретна; измеряема (имеет измеримые параметры, способ, инструмент для оценивания); достижима (ограниченна по объёму, выполнима в соответствии с отведённым временем).

Примеры цели урока, которые составили педагоги на занятиях модуля «Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО»:

- «Учащийся измеряет размеры деталей, используя алгоритм работы со штангенциркулем, проставляет измеренные размеры на эскизе и записывает их в таблицу» (технология, 6 класс);

- «Учащийся оценивает по заданным критериям предоставленную в различных формах информацию о ветре, видах ветров, характеристике ветров, розе ветров» (география, 6 класс);

- «Учащийся применяет правило деления обыкновенных дробей и смешанных чисел при выполнении примеров и решении задач» (математика, 6 класс);

- «Учащийся выполняет задания на применение знаний о физической величине – удельная теплота плавления в ходе работы с текстами физического содержания» (физика, 8 класс).

Для осознанного, правильного и чёткого определения конечной цели урока учитель может использовать «Алгоритм действий по определению цели урока».

Алгоритм действий учителя по определению цели урока

1. Укажите тему урока, которая соответствует тематическому планированию из рабочей программы.

Изучите учебный материал учебника (электронного учебника и электронного приложения к учебнику) и методических пособий.

2. Определите на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока и, исходя из этого, сформулируйте цель урока.

3. Определите, какой учебный материал необходимо включить в урок, чтобы способствовать достижению предметных планируемых результатов.

4. Выделите из программы формирования (развития) УУД, рабочей программы «наблюдаемые» действия», формируемые на данном этапе обучения, и введите их в качестве планируемых метапредметных достижений; определите какие ещё УУД, компетентности и деятельность можно формировать (развивать) на этом уроке и включите их в перечень планируемых достижений.

5. Зафиксируйте в проекте урока выделенную цель и планируемые достижения по схеме:

- цель урока: за основу берётся одно или два положения из Программы блока «Выпускник научиться» раздела «Планируемые результаты» (метапредметные, предметные), скорректированные с темой (содержанием) урока;

- планируемые достижения на уроке: метапредметные результаты (реализуемые на уроке УУД, читательская и ИКТ компетентности, учебно-исследовательская, проектная деятельность); предметные результаты (перечисляются формируемые знания, умения, способы действий из рабочей программы); личностные результаты [1].

Запишите полученный результат в блок целеполагания технологической карты урока.

Проект урока по теме __________________________________________________________________________________________________________________________

Предмет:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Класс:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип урока:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вид урока:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель урока: ______________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:_______________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Регулятивные УУД:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Коммуникативные УУД:_____________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предметные результаты:_______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок включает цель, средства и деятельность, направленную на достижение результата. Структура учебной деятельности, по В.В. Давыдову, включает: учебные ситуации (или задачи), учебные действия, действия контроля и оценки. Чтобы ученик включился в деятельность в рамках урока, он должен осознавать цель (планируемые достижения), способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат. Чтобы учителю не упустить эти элементы из внимания, есть надёжный способ – отразить их в структуре урока [1].

Учитель проектирует урок так, чтобы в структуре урока были предусмотрены самые короткие пути к достижению поставленной цели. При этом подбирает эффективную методику, приёмы, формы работы и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.

Педагог должен так же учитывать то, что системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности каждого учащегося, и поэтому требует системной организации учебной деятельности школьников на уроках.

При подготовке к уроку учитель может придерживаться следующей последовательности действий:

1. Выявить и записать метапредметные результаты, которые необходимо освоить на уроке.

2. Выявить и записать предметные результаты в соответствии с изучаемым опорным учебным материалом темы урока.

3. Подобрать возможные варианты создания учебной ситуации на уроке, позволяющей каждому ученику проявлять познавательную активность, инициативу, самостоятельность в способах работы.

4. Подготовить задания, которые требуют от каждого учащегося осознания внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии (учащиеся «выйдут» на проблему и сформулируют тему и цель урока).

5. Определить эффективные формы работы учащихся на уроке (индивидуальная, парная, групповая) и приёмы работы, направленные на достижение метапредметных и предметных результатов.

6. Подобрать или составить задания (вопросы), которые заставят каждого учащегося работать самостоятельно и позволят определить сформированность метапредметных и предметных результатов у каждого ученика.

7. Организовать действия контроля и оценки в соответствии с предложенными (разработанными) критериями на разных этапах урока. Сопровождать при этом быстрое осуществление обратной связи, выявляя и устраняя возникшие затруднения.

Педагогу важно уметь проводить не только самоанализ урока, но и на основе самоанализа урока осуществлять самооценку цели урока по предложенным критериям (таблица 1). В результате, сделанные учителем выводы позволят ему более ответственно подходить не только к процессу формирования цели урока и её составлению, но и к проектированию урока.

Вариант оценки (самооценки) действий учителя на основе анализа проекта и цели урока

Таблица 1

Что оценивается

Критерии оценки

Балл

Обозначение в проекте урока цели, планируемых достижений

Обозначены предметные результаты

0

Отражены предметные результаты, но в форме, неудобной для оценивания достигнутых результатов

1

Отражены предметные результаты в форме, позволяющей оценить результаты

2

Отражены предметные и метапредметные результаты, но в форме, неудобной для оценивания

3

Отражены и предметные и метапредметные результаты в форме, позволяющей их проверить и оценить

4

Цель урока привязана к тем или иным «планируемым результатам» (добавляется ещё 2 балла)

2

Минимальный балл – 0; максимальный балл – 6 [1].

 

Список информационных ресурсов

1. Миронов, А. Организация урока, ориентированного на ФГОС [Текст] / А. Миронов // Вестник образования. - 2014. - № 14.

2. Уляшев, К. Профессиональные затруднения педагогов при реализации ФГОС [Текст] / К. Уляшев // Вестник образования. - 2014. - № 14.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] - М. : Просвещение, 2010.

4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 г. № 1/15] [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://fgosreestr.ru/