Печужкина Е.С., методист МКУ «Методический центр» 

Современные дети не мыслят себя без компьютера, проводя много часов в социальных сетях и Интернет за игрой в компьютерные игры. Но мало кто из них владеет компьютерной техникой и технологиями так, чтобы это действительно могло стать полезным для жизни, творчества и, возможно, для выбора дальнейшей профессии. Поэтому сегодня как никогда актуален вопрос: как включить в жизнь ребенка информационно-коммуникационные технологии с наибольшей пользой и с наименьшими рисками?

В поисках нестандартного подхода к развитию творческих и информационных возможностей ребенка мы обратились к мультипликации – методу создания авторской анимации с применением компьютерных программ и мобильных приложений.

Детская мультипликация – уникальный вид искусства, самодостаточный и самоценный. Это возможность для ребенка не только высказаться, но и быть услышанным как сверстниками, так и взрослыми. У детей есть возможность сделать реальностью персонажей, созданных своей фантазией, и прожить жизнь вместе с героями, приобретая бесценный опыт. Мультипликация по своей сути очень близка детскому миру, потому что здесь есть место игре и абсолютно нет ничего невозможного.

Это особый вид творчества, который способствует сохранению и развитию детской фантазии, воображения, а также образного и пространственного мышления, раскрытию творческого потенциала ребенка через создание собственного творческого продукта, развитию навыков взаимодействия в группе, таких личностных качеств, как трудолюбие, инициативность, настойчивость и ответственность.

Во время создания мультфильма ребенок может почувствовать себя героем, который побеждает все трудности на пути, всех спасает. Почти все мальчишки реализуют в мультфильмах эту тему, а это значит, что примерить на себя роль героя – важная жизненная потребность ребенка, будущего мужчины. У девочек часто встречаются темы дома, безопасности, защищенности. Можно прожить болезненный опыт, принять ситуацию, найти для нее наилучшее решение. В этом проявляются психотерапевтические возможности использования мультипликационного творчества. Важно помочь ребенку найти и создать героя и тему, с помощью которых он может выразить свое состояние и свои потребности и прожить их наилучшим образом.

Детская мультипликация уникальна еще тем, что включает в себя огромное число различных видов деятельности. Работа над мультфильмом стимулирует детей придумывать сюжеты для сценариев, создавать декорации и персонажей мультфильма, озвучивать роли, дети пробуют себя в качестве аниматоров, операторов аудио- и видеосъемки. Как правило, сами сюжеты мультфильмов заставляют осваивать детей новые виды продуктивной деятельности.

Техники детской анимации позволяют сегодня создавать короткометражные мультфильмы методом покадровой съемки с применением современных цифровых технологий. Существуют различные техники, используемые в детской анимации. Выбор техники зависит от возраста и предпочтений ребенка.

Технология перекладной мультипликации доступна детям любого возраста, любых возможностей, с любым состоянием здоровья, позволяет каждому ребенку найти применение своих индивидуальных способностей. Техники детской анимации:

  • Перекладная бумажная, где дети рисуют декорации и героев на бумаге, вырезают, соединяют детали, создавая марионетки. Затем передвигают нарисованных персонажей, создавая движение. Данная техника будет наиболее интересна детям, которые любят рисовать, вырезать.
  • Перекладка пластилиновая. Создатели мультфильма лепят плоские изображения героев из пластилина и рисуют декорации на бумаге либо создают фон в технике пластилинографии, затем передвигают пластилиновых персонажей. Интересна для тех, кто любит лепить и рисовать.
  • Объемная пластилиновая анимация. Дети лепят объемных героев и рисуют декорации для сцены. Персонажи передвигаются по импровизированной макет-сцене.
  • Предметная анимация. При съемке мультфильма используются готовые игрушки: человечки, животные, машинки, Lego-конструкторы. Персонажи передвигаются по сцене.
  • Сыпучая анимация. Дети рисуют на световом столе с помощью песка, сыпучих материалов, круп и т.д.
  • Смешанная анимация. Очень сложный вид анимации, когда для создания и анимирования фонов используется один вид анимации, например, сыпучая анимация, а для анимации героев – другой, например, бумажная или пластилиновая перекладка.

Этапы создания мультфильма

Детская мультипликация включает в себя огромное число различных видов творческой художественной и технической деятельности, которые дети осваивают в ходе создания мультфильма. Это художественное и литературное творчество, элементарные навыки работы с техническими средствами: фотоаппаратом, рекордером.

1. Создание сценария

Работа над мультфильмом начинается с создания сценария. Это стимулирует детей придумывать истории, наблюдать за событиями и людьми, задумываться над тем, какие чувства и переживания за ними стоят. В дошкольном возрасте литературное детское творчество выражено в сочинении историй.

2. Раскадровка

На основании сценария создается «раскадровка» — серию схем-рисунков, которые будут показывать все, что будет происходить в кадре от начала до конца истории. Каждый рисунок соединяется с текстом и словами персонажей. В силу возрастных особенностей дошкольников схемы-рисунки создаются педагогом при участии детей. Задача детей – разложить схемы-рисунки в соответствии с последовательностью событий.

3. Создание персонажей и декораций

Создание персонажей и декораций — это возможность активизировать художественные способности ребенка. Персонажи мультфильма и декорации выполняются в той технике, которая выбрана для создания мультфильма.

4. Съемка

Во время съемки персонажи оживают и начинают двигаться с помощью аниматоров, которые создают маленькие движения персонажей, а оператор, используя цифровой фотоаппарат или веб камеру, может фиксировать эти движения (технология stop-motion). Съемка мультфильма может выполняться в специализированной программе для покадровой съемки, которая позволяет оператору, используя фотокамеру, делать кадры (Dragonframe, AnimaShooter). Но с учетом возрастных способностей я бы не рекомендовала использование данных программ детьми. Лучше по максимуму ограничить взаимодействие детей с компьютером.

5. Озвучивание

Во время озвучивания мультфильма ребенок имеет возможность проявить свои актерские и речевые способности, придав выразительность и эмоциональную окраску голосу. Задача педагога, помочь ребенку создать интонационную выразительность образа.

6. Монтаж

Монтаж видео- и аудиоматериала при работе с детьми дошкольного возраста осуществляется педагогом. Монтаж включает в себя обработку и их соединение материала с помощью специальной программы для монтажа. На этом этапе происходит подбор или создание музыкального сопровождения мультфильма, название мультфильма и титры.

Как написать сценарий к мультфильму?

Что же такое сценарий и как его создать? Сценарий состоит из последовательности сцен и описывает словами то, что происходит в мультфильме. Это детальное описание каждой сцены. Сцена включает в себя действие персонажа на одном фоне. Смена фона или появление новых героев рождает новую сцену. Но если мы напишем, что наш герой встал, пошел куда-то, сделал то-то, то получается о-о-о-очень скучный мультфильм. Что же делает мультфильм интересным?

Язык мультипликации – это язык волшебных, сказочных или жизненных образов, которые отражают то, что мы хотим передать на экране. То есть наши мысли, чувства, переживания – все, что мы хотим сообщить через свой мультфильм – необходимо выразить с помощью образов. Говорить на языке образов детям очень просто. Дайте ребенку лист бумаги и попросите его что-нибудь нарисовать. Перед вами возникает целый воображаемый мир, наполненный событиями! Воображение – тот волшебный инструмент, который будет помогать вам в создании мультфильма.

Но процесс создания мультфильма – это не только творческий процесс, существуют специальные методики создания сценария, и даже известные сценаристы предпочитают их придерживаться.

Поиск идеи для мультфильма

Основой сценария является идея или сюжет. Даже из короткой идеи в 2-3 слова можно создать увлекательную историю. Где же найти интересные сюжеты для детского мультфильма? Это могут быть:

- литературные произведения, сказки, рассказы, стихотворения;

- новые версии известной сказки или истории;

- забавная история про домашнего питомца;

- история про любимую игрушку или героя;

- сюжет наблюдения за явлением природы или событием;

- история, придуманная ребенком;

- сюжет-поздравление с каким-либо событием или праздником;

- тематический мультрассказ о явлении или событии в мире из любой области знаний;

- сюжет, рассказывающий о каком-либо значимом для ребенка событии.

Как показывает практика, для ребенка не составляет труда придумывать идею мультфильма, поскольку в его голове тысячи прекрасных идей, одна лучше другой.

Основные части сюжета

И так, в сценарии описывается какая-то история. Любая история имеет начало, завязку, развитие событий, кульминацию, развязку и конец. Умелый рассказчик гармонично сочетает все части своей истории, объединяя их в единое целое.

- начало. В самом начале происходит знакомство зрителя с героями, их друзьями, местом, где они живут. Многие знают волшебные слова, ведущие в сказку, и звучат они так: «Жили-были…», «В некотором царстве…».

- завязка. В начале истории происходит какой-то конфликт, событие, либо перед героем ставиться какая-то задача, трудная проблема или ситуация. Например: поиск подарка на день рождения или помощь другу, попавшему в беду. Главное, что это событие должно будущего зрителя заинтриговать, заставить сопереживать и ждать ответа на вопрос: «Что же там дальше случиться?». Задача авторов – с первых минут мультфильма сблизить зрителя с героем, создать между ними эмоциональную связь. Поэтому пусть герой сразу же начнет проявлять свой характер, с первой же сцены действует, принимает решения, проявляет свои эмоции. Только через действие персонажа мы можем раскрыть для себя его внутренний мир, обнаружить, что он похож на нас и ему модно сопереживать.

- развитие событий. Мы определились с проблемой, и теперь наш герой начинает искать способы с ней справиться. События развиваются. Каждая следующая ситуация добавляет нам какую то новую информацию, разворачивает ход событий. Герой может попадать во все более трудные ситуации. Эмоциональное напряжение увеличивается, заставляя зрителя все больше сопереживать герою.

- кульминация. И здесь происходит кульминация, наш герой находит решение проблемы. Происходящие изменения сопровождаются изменением внешнего окружения. Например, если в начале истории светило солнце и была отличная погода, то потом наступает ненастье, которое достигает своего пика в кульминации.

- развязка. Развязка истории неожиданно переворачивает все происходящее, расставляет все по своим местам, показывает, что плохо, что хорошо. Каждый получает по заслугам, добро торжествует.

- конец. В хорошей истории не обязательно объяснять что-то, читать мораль. Каждый зритель поймет историю по-своему. Важно, чтобы зритель сопереживал происходящему на экране. Чаще всего в детских историях добро побеждает зло, а ребенок получает опыт победы в трудной ситуации.

Как написать сценарий с детьми

Создание сценария – непростая задача для детей младшего школьного возраста, а уж для дошкольников тем более. Взрослый может написать сценарий со слов ребенка. Но рекомендуется начинать с хорошо известных ребенку небольших произведений, а также простых сюжетов.

- сказки. Используйте такие известные сказки, как «Колобок», «Теремок» и т.д. На их примере можно вводить ребенка в мир мультипликации, так как они схематичны, имеется четкий, повторяющийся сюжет, хорошо знакомый ребенку. Они подходят для обучения, так как сюжет легко может быть представлен в виде конкретных действий героев, сопровождающихся знакомыми фразами.

- стихотворения. При создании сценария можно использовать стихи. Например, когда мы создавали мультфильм «Пожар в лесу», было придумано стихотворение – рассказ, которое и «нарисовало» нам дальнейший сценарий.

Веселая компания

Решила погулять,

Попрыгать и побегать

И в мячик поиграть.

Сценарий к мультфильму

Фон: зеленая полянка, голубое небо, деревья и кусты, по середине лежат три бревна в виде буквы П, между ними потухшее кострище.

Действующие лица: две девочки (одна повыше, другая пониже), белочка, ёжик, бабочки, утка, медведь, волки, кабан, лось, сова, совята, бобер, птицы.

Сцена 1. Общий план, полянка, на ней цветы, летают бабочки, посередине бревнышки и кострище.

Сцена 2. В кадр входят две девочки, одна идет чуть впереди, другая за ней. Общий план.

Сцена 3. Девочки начинают играть в мячик на полянке, в кадр входит ежик и утка, они ходят на заднем плане.

Сцена 4. Девочки разводят костер и садятся на бревнышки. На заднем плане с правой стороны появляется белочка, она прыгает на бревно и смотрит что происходит.

Сцена 5. Девочки уходят влево, не потушив костер. Ежик, белочка и утка с удивлением и тревогой смотрят на костер. Камера медленно приближается на них…

  • Простые сюжеты. Используйте простые короткие сюжеты, рождаемые из наблюдений за событиями в природе: цветок растет и расцветает, корабль плывет, птица летит, солнце поднимается, мышка бежит и прячется в норке.
  • Создание сценария с помощью опорных сценарных карточек. Карточки отражают основные элементы сказочного сюжета, помогают ребенку выстроить событийную линию своей истории, освоить правила написания сценария. Наличие определенной схемы действий позволяет организовать и направить мысли и внимание ребенка в нужное русло.

При составлении сказок психологи и педагоги используют карточки Проппа, исследователя сказок, который выделил и описал основные элементы сказочного сюжета на примере большого количества народных сказок. Все сказки состоят из тех или иных элементов, так как задача народной сказки – в иносказательной форме передать ребенку представления о жизни, о добре и зле, подготовить к переходу во взрослую жизнь через инициацию, испытание, которое выпадает на долю каждого героя. Ребенок «примеряет» на себя разные ситуации, проживает их, учиться делать в жизни правильный выбор.

В набор сценарных карточек (20 штук) входят, конечно же, герой и антигерой, там есть начало и конец истории, есть элементы, которые помогут создать для героя трудности, направят искать ответы на вопросы, в которых он сможет проявить себя и свои способности. Есть также элементы сказочного мира.

В основу сценарной истории кладем основные части сюжета сценария: начало, завязка, развитие событий, кульминация, развязка и конец. Они и составляют ленту событий любой истории. Это помогает ребенку не пропустить этап развития сюжета. На эту ленту, как на нить, ребенок нанизывает события, которые задаются сценарными карточками. Число событий до наступления кульминации в ленте истории ограничено. Их всего три, и этого вполне достаточно для того, чтобы получилась интересная и при этом не затянутая история.

После того, как ребенок придумал персонажей и создал про них историю с помощью карточек, он начинает подробно описывать каждое событие. Придумывает, в каком месте происходит это событие, кто участники события, что происходит в кадре. Если происходят диалоги, или звучит закадровый текст, то прописывает их. Каждое событие описывается в виде отдельной сцены.

Что такое раскадровка?

Раскадровка – это серия рисунков, схематично показывающая то, что будет происходить в кадре с героями мультфильма, составленная в той последовательности, в которой эти события будут происходить на экране. Каждое изображение представляет собой обычный рисунок или набросок, выполненный карандашом, и напоминает известные всем комиксы. Такая схема мультфильма создается для того, чтобы лучше представить себе, как будет выглядеть каждая сцена нашей истории.

Каждая сцена, которая будет прорисована в раскадровке, имеет неизменный фон и количество персонажей, показывает действия персонажей от начала до их смыслового завершения.

В раскадровке необходимо учитывать основные моменты, где каждый поворот сюжета или значимое изменение необходимо включать в схему мультфильма. Далее показываем, как развивается сюжет и действия персонажей.

Под каждым кадр-рисунком добавляем текстовое описание того, что происходит в кадре: диалог, если он присутствует, закадровую речь, фоновую музыку. И обязательно нумеруем кадр-рисунки, чтобы впоследствии не запутаться.

Рабочее место мультипликатора

Мы исходим из тех возможностей, что у нас имеются, поэтому мое место мультипликатора весьма компактно и легко транспортируемо. Основа — это стол, задний фон, и дополнительная подсветка. На штатив крепим камеру, чтобы картинка была статична.

Существуют специальные мультстанки, которые значительно упрощают работу мультипликаторов, но они конечно стоят не малых денег.

Съемка и озвучивание

Прежде чем приступать непосредственно к моменту съемки, необходимо отрепетировать с детьми движения персонажей. Когда все готово, можно приступать к покадровым съемкам.

В процессе съемки детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки животных на минимальное расстояние, убирать руки из кадра. Использование этих технологий приучает ребенка к внимательной работе с текстом, закладывает основы аналитической работы и средствами художественной выразительности.

Озвучивание – очень важный этап в создании мультфильма, поскольку через слова мы часто доносим до зрителя основной смысл нашей истории. Во время звукозаписи у ребенка есть возможность продемонстрировать свои актерские способности. Однако слов не должно быть много, они должны выражать лишь самое главное, то, что определяет отношение персонажей к жизни, ситуации или друг к другу.

Аспекты звукозаписи:

- использование громкости, тембра, скорости произношения, пауз и спецэффектов.

- технические аспекты звукозаписи (работа с микрофоном).

Если ребенку самому еще трудно определить, как произнести ту или иную фразу, необходимо прочитать текст сценария вместе и помочь расставить акценты заранее. Если текст, который должен произнести ребенок достаточно большой, то можно использовать следующий метод. Педагог находиться на расстоянии от ребенка и микрофона, произносит фразу выразительно, дает рукой команду ребенку повторить ту же фразу за ним, сохраняя интонирование. Ребенок повторят свои слова в микрофон. При монтаже звука слова педагога вырезаются из аудиофайла.

Еще одно важное правило при звукозаписи: для того, чтобы смонтировать материал, необходимо сделать паузу на несколько секунд в начале и конце каждой записи. При монтаже лишние фрагменты записи обрезаются, а фразы не сливаются с предшествующими.

Для большей реалистичности всего происходящего на экране, целесообразно добавить дополнительные фоновые звуки: скрип пола (когда персонаж идет), шум леса (если все происходит в лесу), звуки улицы (если сюжет происходит на улице) и т.д.

Монтаж

Существуют специальные программы для съемки и монтирования мультфильмов. Они облегчают сам процесс съемки. Программа Dragonframe является полупрофессиональной и имеет массу дополнительных опций, для облегчения жизни мультипликатора. Еще одна программа подобного класса это AnimaShooter программа для покадровой съёмки анимации. Но можно монтировать и на простой программе Windows Movie Maker, которую намного проще скачать и изучить. Останавливаться на самом процессе монтажа я сейчас не буду, поскольку в интернете есть много видео уроков по работе на всех этих программах. Я хочу лишь озвучить основные правила при монтаже мультфильма.

Многочисленные исследования установили, что при показе 24 кадров в секунду человек воспринимает такую смену кадров как движение. При показе менее чем 24 кадра в секунду иллюзия движения постепенно исчезает, но не для всех и не сразу, ведь различные животные и насекомые движутся с разной скоростью. Если обычное видео состоит из 24 кадров в секунду, то для детской анимации можно использовать половину, то есть 12 кадров в секунду, а для начинающих аниматоров достаточно и 6 кадров в секунду. Главное правило – плавность движений при перемещении и следование схемам передачи движения.

Даже если увеличить скорость показа кадров до 100 или даже 1000 кадров в секунду, то для обычного человека это уже не будет иметь особого значения. Человеческий глаз будет воспринимать движение точно также, как и при 24 кадров в секунду.

На что следует обратить внимание!

При работе над такого рода проектом (а по мне, съемка мультфильма ‑ это полноценная проектная деятельность), необходимо учитывать ряд некоторых требований.

  • детям нельзя навязывать своё мнение, все решения принимаются коллективно, на основе диалога;
  • все предложения, пожелания детей необходимо записывать, чтобы ничего не упустить;
  • ребенок в любой момент может выйти из проекта и осуществить свой собственный проект. В этом ему нужно помочь;
  • дети в ходе работы над проектом вступают во временные и постоянные микро группы. Необходимо создавать условия для совместной партнерской деятельности в каждой группе.

Вклад каждого ребенка в проект всегда будет своим, уникальным, в чём и заключается его ценность.